шпаргалка

Субъекты речи художественного произведения.

[ Назад ]
Эпические субъекты: повествователь, рассказчик, образ автора.
Лирические субъекты: лирический герой.

Вопрос№ 9. Субъекты речи худ. произведения. Субъект речи - носитель речи в произведении. Проблема возникает в том, что часто смешивают понятия субъекта речи и автора в одно целое. Хотя это не так. В лирике, например есть лирическое я, лирический герой, в прозе рассказчик, повествователь...
Повест¬вователь — это особый художественный образ, точно так же приду¬манный писателем, как и все остальные образы. Как всякий образ, он представляет собой некоторую худ. условность, при¬надлежность вторичной, худ. реальности. Именно поэто¬му и недопустимо отождествление повествователя с автором даже в тех случаях, когда они очень близки: автор — реальный живой че¬ловек, а повествователь — созданный им образ. Образ повествователя — особый образ в структуре произведения. Основное, а зачастую и единственное средство создания этого образа — присущая ему речевая манера, за кот. просматривается оп-ределенный характер, способ мышления, мировоззрение и т.п. Особой формой повествования явл. так называемая несобст-венно-прямая речь. Это повествование от лица нейтрального, как правило, повествователя, но выдержанное полностью или отчасти в речевой манере героя, не являясь в то же время его прямой речью. Писатели новейшего времени особенно часто прибегают к этой форме повествования, желая воссоздать внутренний мир героя, его внутреннюю речь, через которую просматривается определенная ма¬нера мышления. Разделяют персонифицированных и неперсонифицированных по-вествователей. В первом случае повествователь — одно из действующих лиц произведения, часто он имеет все или некоторые атрибуты лит. персонажа: имя, возраст, наружность; так или иначе участвует в действии. Во втором случае повествователь есть фигура максимально условная, он представляет собой субъект повествования и внеположен изображенному в произведении миру. Если повествователь персонифи¬цирован, то он может быть либо главным героем произведения, либо второстепен¬ным. Зачастую под речевой характеристи¬кой персонажа подразумевают содержание его высказываний, то есть то, что персонаж говорит, какие мысли и суждения высказы¬вает. На деле же речевая характеристика персонажа — это нечто совсем другое. ». Речевая характеристика персона¬жа и создается именно этим «как» — манерой речи, ее стилисти¬ческой окрашенностью, характером лексики, построением интона¬ционно-синтаксических конструкций и т.п.
Рассказчик — "условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении". образ рассказчика ближе всего к персонажам, чем образ автора. Рассказчик выступает как действующее лицо, вступает во взаимоотношения с персонажами. Рассказчик может быть отделен от автора средствами языка, свойствами характера, а может быть, наоборот, приближен к автору.
Образ рассказчика,в отличие от образа автора, также не всегда может присутствовать в произведении. Например, возможно "нейтральное" повествование, при котором автор может уйти в сторону и создать перед нами картины жизни("Обломов" И.А. Обломов).
Лирическое «Я» — понятие, первоначально введённое в литературоведение Маргарете Зусман в начале XX века с опорой на философские идеи Ф. Ницше. Лирическое „я“ является формой, кот. поэт создает из данного ему „я“» т.о. лирическое «я» является неким повествователем, существующем исключительно в лирике и, с одной стороны, соотносимое с автором, имеющим именно его в качестве основания, с другой стороны, сколь угодно далеко отходящее от него в рамках лирич. стихотворения. При этом лирическое «я» отличается от лирич. героя: лирическое «я» — это «субъект-в-себе», то есть лирическое «я» — это способ видения мира, специальный «оптический прибор», некая призма, кот. пользуется автор лирич. стихотворения. Но при этом она «не существует в качестве самостоятельной темы», то есть не становится описывающим лирическим героем, кот. является «субъектом для себя".
Лирический герой — субъект высказывания в лирическом произведении, своего рода персонаж лирики.своего рода художественный двойник автора-поэта, выступающий из текста обширных лирических композиций в качестве лица, наделённого жизненной определённостью личной судьбы, психологической отчётливостью внутреннего мира, а подчас и чертами пластической определённости (облик, «повадка», «осанка). Лирический образ сознательно строится не в соответствии с полным объемом авторского сознания, а в соответствии с предзаданной «участью». Лирический герой, как правило, досоздаётся аудиторией, особым складом читательского восприятия, тоже возникшим в рамках романтического движения Для читательского сознания лир. герой — это легендарная правда о поэте, предание о себе, завещанное поэтом миру

КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |