шпаргалка

Публицистический стиль. Специфика языка и стиля аналитических жанров. 11

[ Назад ]
. Стилистика газетных жанров как часть функциональной стилистики. Специфика языка и стиля аналитических жанров: беседы, статьи, корреспонденции, обзора, обозрения,рецензии.
Стилистические особенности аналитических жанров
Аналитические жанры – это широкое полотно фактов, которые трактуются, обобщаются, служат материалом для постановки определенной проблемы и ее всестороннего рас-смотрения и истолкования.
К аналитическим жанрам относятся: корреспонденция, колонка, рецензия, статья, обозрение и обзор прессы.
1. Корреспонденция
Корреспонденция – жанр, предметом которого выступает отдельно взятое, социально значимое событие, изложение которого дается журналистом детализировано. Журналист не обязательно должен являться непосредственным свидетелем произошедшего, он может воссоздавать картину по рассказам очевидцев или документам.
Некоторые исследователи выделяют две группы корреспонденций – информационные и аналитические. Жанрообразующие признаки:
– отдельная ситуация в ее проблемном целом как предмет исследования;
– выявление закономерностей развития текущей действительности на основе анализа конкретной ситуации;
– факт как основа текста, как повод для его интерпретации;
- соединение лично наблюдаемых журналистом фактов с фактами «вторичного» использования;
– авторское рассуждение, вытекающее из обобщения описываемых фактов;
– явно или неявно демонстрируемая цепочка: тезис – аргументация – демонстрация – вывод».
2. Колонка
На полосе колонку легко распознать формально. Тексты колумнистов выходят регулярно, на одном и том же месте, имеют, как правило, постоянный объем до 200 строк.
В жанровом плане колонка может включать элементы эссе (главное жанровое требование к колонке – «содержать лишь одну точку зрения, характеризоваться своим «голосом» и стилем»; фельетона (критический, ироничный тон колонки).
Подчас колонка может являть собой произведение, полностью написанное в каком-либо аналитическом (рецензия, обозрение, комментарий) или художественно-публицистическом (эссе, фельетон) жанрах, что затрудняет жанровый анализ колонки. Образ автора в колонке может быть интересен публике благодаря авторитету колумниста, либо благодаря избранной им «маске», типической или парадоксальной.
3. Рецензия имеет строго заданный предмет исследования (произведение искусства, публицистики, науки) и направление его анализа (идея произведения, ее актуальность и спо-собы выражения).
Как будет воплощено содержание рецензии, целиком зависит от автора. Отсюда и разнообразие жанровых форм. Выделяют такие виды рецензий:
– рецензия-статья (традиционная форма);
– рецензия-интервью (диалог, круглый стол);
– рецензия-фельетон (остро критическая);
– рецензия-очерк (объемная рецензия с включением очерковых элементов – из истории искусств, из биографии творческих деятелей);
– рецензия-заметка (мини-рецензия, близкая к аннотации).
В задачи автора рецензии входит сообщение читателю о новом произведении и оценка его, тем самым журналист способствует верному восприятию.
Воспроизведение предмета разбора – важная задача, стоящая перед рецензентом. От нее в немалой степени зависит эффективность рецензии. Воспроизведение конкретизирует процесс анализа, придает ему доказательный характер. Использование в рецензии специальной терминологии обусловлено предназначением текста – для специалистов или для массового читателя. Перегруженный узкоспециальной терминологией или профессиональным жаргоном текст демонстрирует осведомленность автора, но не всегда может быть уместен, т. к. простой читатель не знает этого языка. Если рецензент употребляет подобные слова, он должен стараться их пояснять.
4. Статья – разнообразные тексты, среди которых различают следующие типы: общетеоретическая статья, практико-аналитическая статья, научно-популярная статья, полемиче-ская статья, передовая статья.
Признаки статьи:
1. Выявление взаимосвязи различных явлений и, как следствие, содействие аудитории в постижении этих взаимосвязей.
2. Использование аналитико-синтетических операций: сравнения, о
оценки, детализации, разъяснения, предсказания, обобщения.
3. Использование коммуникативных операций: диалогичность, ситуативность.
4. Выявление и изложение связей, направленных в прошлое и будущее явления.
5. Построение от простого к сложному, от видимого к невидимому, от известного к неизвестному, от бесспорного к спорному.
По стилистическим особенностям статьи можно разделить на две большие группы.
1. Статьи, ориентированные на научный стиль изложения. Такие тексты характеризуются строгостью языка, обилием терминов, сложным синтаксисом, передающим логический характер размышлений автора и позволяющим «сжимать» информацию.
2. Статьи, ориентированные на непринужденное, «беллетризованное» изложение. В таких текстах активизируется авторское «я», используются экспрессивные приемы (ирония, гипербола), разговорная лексика. Заметно изменяется синтаксис, приобретая разговорную окраску – увеличивается число недлинных предложений, бессоюзных связей. В совре-менных условиях «интимизации» газетной речи удельный вес статей этого типа заметно возрос.
5. Обозрение и обзор прессы
По своему стилистическому строю к статье примыкает обозрение. Однако от статьи его отличает концентрация не на логических связях, а на эффектных и наглядных примерах, деталях. Обозрение призвано, во-первых, давать панораму событий, и только во-вторых – отыскивать связывающие их нити. Предмет обозрения – осмысление системы событий какой-либо сферы общественной жизни, ограниченных тематическими и (или) пространственно временными рамками. Обозрения – своего рода итог определенного периода жизни, что вызывает необходимость четкой периодичности их выхода; еженедельные, ежемесячные и т. п.
Близко к обозрению примыкают такие жанры, как обзор редакционной почты и обзор СМИ. Обзор писем в редакцию, как и обозрение, может базироваться на тематической и временной основе.
Основные формы обзора СМИ: – информационный обзор, содержащий сообщение о наиболее важных материалах одного или нескольких изданий;
– тематический обзор, демонстрирующий широкий спектр мнений, высказанных различными изданиями по определенной теме.
20. Публицистический стиль.
Специфика языка и стиля художественно-публицистических жанров

КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |