17.1 Философия Аристотеля
В примере о том, как создаётся скульптура - берём глыбу и отсекаем всё ненужное - нужно наложить форму на материал, который нейтрален по отношению к конкретной вещи. Аристотель: потенциальное бытие -это материя, тождество, это не эквивалент небытия в отличие от Платона, это эквивалент материала, из которого всё состоит. Сам по себе материал конкретной реальности со специфической сущностью, самостоятельным способом существования не образует, для того чтобы этот способ существования был, нужна некоторая организация, закономерность этого самого материала. Это Аристотель и называет формой.
Возникала проблема каким образом именно эта форма оказывается необходимой именно из этого материала, и почему соединяются, появляются другие какие-то проблемы, которые при отсутствии такого разрыва не составляли бы особую проблематику. В этом плане получается четыре основных причины:1)необходимая, материальная - без которой ничего не может быть, для того, чтобы что-либо могло возникать и существовать; 2) формальная причина - только тогда, когда оказывается наложенной на материальную причину формальная причина- возникает конкретная реальность; сущность, почему вещь такая, а не иная 3) движущая причина - то есть начало движения; 4) целевая возникает идея, логическая цепочка – то, ради чего что-либо осуществляется. Аристотель систематически пытался подчёркивать, что это скорее познавательные приёмы, чем непосредственная онтология объективной реальности, но сплошь и рядом описание велось таким образом, что разница между тем и другим исчезала. Получалось , что целостный мир устремляется в своём движении к цели, а если есть какая-то цель, которая стоит за его пределами, то такая исходная идея- самодвижение как способ существования получается нечто внешнее, которое должно стоять у первоначального положения. Аристотель вводит в сегодняшнюю культуру мышления множество идей фундаментально существенных.