шпаргалка

13.0 Онтология и теория познания Платона

[ Назад ]
Основоположник объективного идеализма - ученик Сократа Платон. Идеи выражены в произведениях, имеющих форму диалога. 3 основных этапа развития:
1) критика натурфилософских представлений и их основных положений и идей,
2) создание противоречивых конструкций своей философской концепции,
3) академический период - вносил новшества. Академия - основанная им в Афинах школа. (Академ - греческий мифологический герой).
Способ обоснования, решения онтологических проблем - проблем бытия и его понимания. Платон был первым, кто ввел принципиальную основу мироздания. Хотя поиск принципиальной сущности основ мироздания - тот же - но решение, в противовес эллеатам и атомистам, что эта первооснова является чем то, что не принадлежит к нашему миру. Это мир идей. Эйдос - первосущность, что-то фундаментальное.
Единый в своей материальности космос прежних философов был в корне преобразован именно платоном. Само бытие оказалось разделенным на неравноценные виды:
- это прежде всего мир вечных, неизменных идеальных сущностей, мир идей, новая форма бытия, предшествующая мирувещей и определяющая его;
- это мир окружающих нас вещей преходящих, недолговечных, бытие которых носит ущербный характер; это какое-то полубытие;
- это материя, то вещество, из которого всемирный космический ремесленник, демиург, духовный творец, мировая душа творит вещи по образцам выс¬шего бытия, по образцам идей.
Бытие материи это, по Платону, скорее небытие, так как оно лишено самостоятельного существования и проявляется как бытие только в форме вещей. Все перевернулось в философии Платона. Материя, тождественная с бытием у более ранних фи¬лософов, была сведена до уровня небытия. А истинно сущим бытием было объявлено бытие идей.
И все же, сколь ни фантастичен сконструированный Платоном мир, но и он является отражением и выражением того мира, в котором живет реальный, исторически сложившийся и исторически развивающийся человек. В самом деле, в реаль¬ном общественно-историческом пространстве бытия челове¬ческого существует мир идей, это мир общественного созна¬ния, бытие которого существенно отличается от бытия природ¬ных и созданных человеком материальных вещей. И, наверное, можно было бы высоко оценить заслугу Платона в выделении мира идей, если бы он не отделил его от человека и не перенес бы на небо.
В ходе исторического развития общества развивается духов¬ное производство, развиваются и обособляются формы обще¬ственного сознания, которые для каждого нового поколения людей предстают как особый, извне данный и подлежащий ос¬воению мир — мир идей. С этой точки зрения философию Пла¬тона можно было бы рассматривать как способ фиксации этой особой формы бытия, бытия общественного сознания.
Однако реальная роль, которую сыграла философия Плато¬на в истории философии и общественной мысли, оказалась иной. Через посредничество неоплатонизма философия объек¬тивного идеализма Платона сделалась одним из источников христианской теологии, хотя сама эта теология выступала про¬тив некоторых элементов платонизма, шедших вразрез с христианской догматикой.
Платон стоит на позиции антропо¬логического дуализма души и тела. Но именно душа является субстанцией, которая делает человека человеком, а тело рас¬сматривается как враждебная ей материя. Поэтому от качества души зависит и общая характеристика человека, его предна¬значение и социальный статус. На первом месте в иерархии душ находится душа философа, на последнем — душа тирана. Это объясняется тем, что душа философа наиболее мудрая и восприимчива к знанию, а это и является главным в характе¬ристике сущности человека и его отличия от животного.
Человеческая душа постоянно тяготеет к трансцендентному миру идей. она вечна, тело же смертно. Это учение о двойст¬венном характере человека оказало влияние на средневековое религиозное учение о нем. В единстве и противоположности души и тела заключен, по Платону, вечный трагизм человечес¬кого существования. Телесность ставит человека в животный мир, душа возвышает его над этим миром, тело— это материя, природа, душа же устремлена в мир идей. Позднее этот трагизм станет одним из существенных моментов русской религиозной философской антропологии.

КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |