Изучение эпических произведений.Эпич. произ-я составляют значительную часть
школьной программы от 6 до 10 класса. Эпос представлен в школе разнообразными,
жанрами: басня, рассказ, повесть, роман, эпопея. Но жанровые различия не должны
снимать при изучении того общего, что "составляет существо эпического рода
литературы — способности охватить жизнь в, ее объективной полноте. «Эпос
изображает событие, предстающее как отдельное проявление многостороннего, целого
бытия». Эта особенность эпических произведений сказывается на целях, путях и
способах работы над ними в школе. В каком бы классе они ни анализировались и к
какому бы жанру ни принадлежали, внимание учащихся неизбежно будет
концентрироваться на тех компонентах художественного текста, которые существенны
для эпического рода литературы. В школьных условиях ими обычно оказываются: 1)
тема, проблематика, сюжет (рассматривая их, ученики осмысливают отраженные в
произведении жизненные события); 2) образы героев, (знакомясь, с ними, учащиеся
постигают разнообразие „человеческих характеров и типов); и 3) образ автора,
индивидуальность авторского видения, которая сказывается в композиции
произведения, его стиле, характере отбора материала и т. д. Все богатство
художественных уч. должны получить сами от личного и непосредственного контакта
с произведением, а задача учителя — помочь осознать эти впечатления, прояснить
идейно-художественный смысл произведения и авторскую концепцию жизни
(нравственно-эстетический идеал автора). Все это проще сделать при изучении
басни, рассказа, где невелик объем текста и характеры действующих лиц
раскрываются в каком-либо одном событии, столкновении, проявлении. Когда же речь
идет о повести, романе, т. е. крупных эпических вещах, особое значение
приобретает отбор материала и акцентирования в его интерпретации. Какие эпизоды
рассмотреть подробно, какие опустить совсем, что в характерах героев выделить
как главное, а что оставить без внимания и оценки, на каких сторонах авторского
идеала сделать основной акцент—все эти вопросы -постоянно приходится решать,
когда обдумывается система уроков по изучению большого эпического произведения.
Важен психологический аспект — стремление вызвать Интерес учащихся, их
потребность в активном размышлении-соучастии. Независимо от того, какой путь
разбора будет принят словесником в качестве основного, работа над эпическим
произведением потребует рассмотрения его образной системы. Вычленение образов из
единой художественной ткани — процесс трудный, при этой операции легко нарушить
целостность восприятия и впечатления, но совершать ее в той или иной мере
приходится — из-за невозможности (особенно в старших классах) полностью
перечитать произведение в классе, из-за ограниченности времени, из-за
необходимости систематизировать знания и представления школьников и т. Опасность
расчленения произведения искусства меньше ощущается в IV—V классах, где анализ
небольших по объему произведений (рассказов, повестей) строится как процесс
вдумчивого вчитывания в текст и последующего обобщения. В старших же классах,
начиная уже с VIII, изучаемые произведения большие, а учебное время
уменьшается, приходится вычленять в анализе и образы-персонажи, и композицию и
стиль. Важно, чтобы каждый структурный элемент произведения «был понят не в его
замкнутости, а в соотнесении с общим замыслом художника, со всей системой,
образов, нужно постоянно устанавливать внутренние связи в тексте. Для
целостного представления о произведения нужно1. стремиться попеременно
фокусировать внимание школьников на отдельных элементах образной системы
(персонаже, сюжете, композициями т. д.) в процессе постепенного «движения в
тексте».2.необходимо избегать схематизма, отвлеченности, «анатомирования»
текста. Анализ должен постоянно сопровождаться синтезом, и важно в каждый момент
работы ограничиваться логически-понятийными выводами, а оживлять конкретно-
образные представления учащихся.3. надо создавать условия для появления и
сохранения эмоциональных реакций школьников в процессе разбора. Эпические
произведения изучаются на протяжении всех лет обучения. Конечно, существуют
различия в подходе к ним в IV—VII и VIII—Х классах, объясняемые возрастом и
познавательными возможностями учащихся. Но нельзя даже с младшими подростками
сводить работу над текстом к пересказу, составлению планов и разговору только о
событийной стороне. Анализ в любом классе должен быть достаточно содержательным.
В IV—VI классах при изучении рассказов и повестей главным обычно оказывается
осмысление сюжета, а также поступков и переживаний героев в центральных сценах(эпизодах) произведения. Наблюдения же за композицией, жанровыми особенностями,языком, авторским отношением к изображаемому накапливаются пока в виде конкретных представлений, но не становятся предметом обобщения. В VII классе обобщающий момент значительно усиливается. В старших же классах, когда меняется характер курса (он строится на историко-литературной основе) и растут
интеллектуальные возможности школьников, изучение эпических произведений
затрагивает больше вопросов, требует более сложной деятельности учащихся.
Различия в работе над эпическими произведениями зависят от жанра, возраста
школьников, ступеней обучения, но общей особенностью является необходимость
группировать текстовой художественный материал вокруг каких-то тем, проблем или
компонентов образной системы. Неизбежным моментом работы с эпическим текстом
оказывается в любом классе анализ конкретных эпизодов (сцен).