Этапы формирования ТМОЛ
Совр. методика преподавания литературы опирается на ценнейший опыт педагогов-
словесников прошлого, стремится учитывать уроки этого опыта и развивать лучшие
традиции отечественной школы. История методической мысли неразрывно связана с
развитием русского общества и русской литературы, с именами известных деятелей
науки и культуры, литераторов и педагогов, которые были первыми авторами учебных
пособий и руководств, статей по проблемам теории и истории словесности, по
вопросам воспитания и обучения.Древнейшими словесными науками были риторика
(теория прозы, или наука о красноречии и ораторском искусстве) и пиитика, т.е.
поэтика (теория поэзии). Первая имела дело с историческим, реальным материалом,
вторая - с вымышленным. Такое четкое античное разграничение риторики и поэтики
сохранилось до XIX в. и последовательно проводилось в учебных пособиях по
словесности.Самое старое из сохранившихся руководств по поэтике, известных в
Древней Руси, - переведенная с греческого языка статья "О образех" Георгия
Хировоска в Изборнике Святослава за 1073 г., в которой излагается учение о
тропах и фигурах.В Изборнике за 1076 г. помещена статья "О чтении книг",
представляющая собой не только традиционный панегирик в честь книжной
грамотности и книг, "без которых нельзя сделаться праведником", но и своего рода
наставление к "неторопливому чтению".Такие образцы древнерусского красноречия,
как "Слово о законе и благодати" митрополита Илариона, произведения Кирилла
Туровского и Серапиона, свидетельствуют о высоком уровне образованности и
начитанности русских "книжных людей" и о влиянии на Руси в XI-XIII вв.
византийской и античной ораторской традиции. В произведениях Епифания
Премудрого, созданных на рубеже XIV-XV вв., упоминаются имена Платона и
Аристотеля, демонстрируется высочайшее мастерство "плетений риторских".Школы в
Древней Руси, открывавшиеся чаще всего при монастырях, ставили своей основной
целью чтение церковных книг и овладение славянской книжностью. Сведения о
характере обучения можно почерпнуть из рукописных "Азбуковников", получивших
широкое распространение в ХVI-ХVII вв. Это были справочники энциклопедического и
учебного характера, популярные книги для чтения, небольшие хрестоматии, в
которых содержались и отдельные сведения по поэтике и риторике. "Азбуковники"
являлись одновременно руководствами к чтению для детей, уже умеющих читать, и
пособиями для учителей.