ТМОЛ в XX в.
Развитие методической мысли в начале 20 века было обусловлено борьбой разных
школ литературоведения. Существовало несколько школ: культурно-историческая,
псих., формальная. Тенденции: 1) сокращение произведений древнерусской
литературы; 2) больше внимания чтению и анализу художественных произведений
новой и новейшей литературы. В начале январе 1917 года на всероссийском съезде
словесников была принята резолюция, основные пункты которой: 1) изучение
художественных произведений только в социально-историческом контексте. 2)
Разумная регламентация выбора произведения. 3) Организация внеклассного чтения
без предварительных списков. После революции план изменяется: 1) творческое
восприятие произведения, 2) анализ этических проблем, 3) совершенствование речи,
4) воспитание эстетического вкуса, 5) сочинения разных жанров, 6) организация
выставок, стенгазет.
В 1921г была составлена первая советская программа. Ее принципы: 1) основной
материал чтения - художественные произведения, 2) восприятие произведения в
единстве формы и содержания, 3) выбор должен основываться на психологии
учащихся. В 1925 году литература переводится в разряд прикладных дисцилин. В
1927г была принята новая программа Валериана Федоровича Переверзева.
В разработку программ внесли свой вклад Анатолий Луначарский и Надежда
Константиновна Крупская. Луначарский предложил изучать советских писателей.
Крупская внесла и положительные и отрицательные моменты: 1) учитывать
эмоциональное развитие школьников, взаимосвязь классной и внеклассной работы,
обращать внимание на теорию литературы. 2) предложен ленинский принцип отбора
литературы. Анализ предлагалось вести с марксистских позиций. В 1931 году была
принята программа по ряду проектов. Цель - привлечь учащихся к социалистическому
строительству. В 1933 году - стабильная программа литературного образования.
Сохранилась до 1991 г.
Главные особенности: 1) литература признается одним из важнейших предметов. 2) В
средних классах утверждается курс «Литературное чтение», т.е. предлагается
особое изучение художественных произведений. 3) Внимание учителя направляется на
анализ произведения в единстве формы и содержания. 4) В старших классах
изучается краткий курс истории литературы, внедряющий ряд монографий и обзорных
тем. 5) Основа программы - марксистско-ленинская философия.
Огромный вклад в методику этого периода внесла Мария Александровна Рыбникова.
Тематика ее работ: внеклассная работа, эстетическое восприятие школьниками
художественного произведения, методика изучения произведения разных жанров.
Основные работы: «Современная и классная литература в школе», «Очерки по
методике литературного чтения».
В начале 60-х гг. на Всероссийском съезде учителей принимается закон о школе,
начинается работа по созданию новых программ по литературе.
В 60-80 гг. в школе преобладают традиции воспитательного чтения в средних
классах и тенденциозный историко-литературный курс в старших классах. Оживленные
споры и неоднозначные оценки вызывает движение учителей-новаторов, опиравшихся
прежде всего на традиции этико-эстетического направления в преподавании
литературы. Акцент на воспитательном значении произведений классической и
современной литературы ставится практически во всех методических работах.
В конце 80 гг. в МПЛ намечаются перемены, связанные с разработкой новой
концепции общего среднего образования. Публикуются варианты программ по
литературе, издаются пробные учеб.
Много внимания МПЛ уделял Николай Кудряшев вопросу эстетического воспитания
учащихся, «Об изучении языка художественных произведений в 5-7 классах». Он
отмечает определение значение личности ученика в процессе обучения в работе
«Теоретические основы методики литературы». Активно участвовал в разработке
школьных программ и подготовке пособий. Методический сборник «Вопросы МПЛ в
школе». Разделяет 4 основных метода обучения: творческое чтение,
репродуктивный, эвристический, исследовательский.