25 Русская философия 19 века.
Характеристика философии 19 века.
-неразрывная связь философии с религией.
- более позднее чем на западе философия в самостоят знание.
-интерес к проблемам философии истории
-доминирование морального и нравственного в критериях познанияи практики.
Основные дискуссии развертывались между материалистами и идеалистами, славянофилами и западниками. В 40-50 годы XIX века по ряду общефилософских вопросов русская общественная и философская мысль разделилась на два направления: западничество и славянофильство.
1) Славянофильство:
Сущность- определялось идеей "несхожести" России и Запада, самобытности русского духовно-исторического процесса (сам термин "славянофильство" достаточно условен и выражает лишь их общественно политические позиции).
Все основные идеи славянофилов тяготеют к полюсу тотальности:
-Критика западной цивилизации как якобы "безбожной", низменной, бездушной.
-Православие - духовная основа русской нации, подлинный двигатель исторического процесса;
-Монархия - идеальная форма государственного устройства России, наиболее полно выражающая дух и традиции русского народа;
-Крестьянская община, патриархальная семья- социальная основа общества, внутри которого только и возможен подлинно нравственный человек;
-Соборность - выражение коллективного духа россиян, их общинного ("хорового") начала в образе жизни. Соборность есть собирание, соединение всех сил ради общего дела.
-Русский народ - это особый народ (народ - богоносец), призванный к высокой роли в мире.
-Задачу последующего развития России они видели в том, чтобы дух православия пронизал весь общественный организм, придал ему высший смысл в развитии.
-Свобода индивида возможна, но лишь путем подчинения его абсолютным ценностям- авторитету религии и церкви, государству, своему народу.
2) Западничество:
В полемике со славянофилами складывалась русская философия индивидуальности, тяготевшая к тем или иным формам западничества.
Были выразителями идеи единого общемирового прогрессивного развития.
1.Они активно выступали за европеизацию страны, т.е. ликвидацию феодально- крепостнических отношений и развитие общества по буржуазному пути.
2.Считали религию и церковь тормозом общественного прогресса.
3.Высоко оценивали человеческий разум и науку, уважительно относились к правовым нормам общества.
4.Основной ценностью общества для них является индивид, а государство прозвано защищать его права и свободы.
5.В социальной сфере они ориентировались либо на конституционную монархию, либо на социалистические или анархические формы государственного правления.