шпаргалка

Понятие, значение, общая характеристика различных подходов к типологии права и государства.

[ Назад ]



Особенности государства конкретного исторического периода определяются состоянием и уровнем развития общества.

Итак, типология государств — это совокупность общих признаков, свойственных определенной, исторически обособленной группе государств.

В рамках типологии основным компонентом выступает исторический тип государства — совокупность наиболее существенных признаков, связывающих государства единой общественно-экономической формации; определенная совокупность государств, обусловленная единством сущности их социального назначения.

Вместе с тем, нельзя забывать от теснейшей взаимосвязи государственно-правовых институтов. Поэтому в рамках типологии выделяется также и исторический тип права, который, в свою очередь, характеризуется особенностями всех сторон правовой сферы жизни общества, содержанием правовых принципов и правовой политики, всей системы юридических норм, устанавливаемых и охраняемых государством соответствующего исторического типа.

В правовой науке доминируют в основном две теории — формационная и цивилизационная.

Формационная теория основана на понятии общественной формации, и ее разновидностями являются общественно-экономической формация, “стадии экономического роста”, а также другие разновидности общественного развития, возникшие под влиянием развития научно-технической революции: “индустриальное”, “постиндустриальное”, “технотронное”, “информационное” общества. В последнее время стала формироваться идея о так называемом обществе гуманистического типа, которое в отличие от собственно классовых или технологических критериев будет основываться на свободе и уважении достоинства человека независимо от его происхождения, вероисповедания и социального положения и других факторов (Ю.Г. Волков).

Формационная типология государства и права базируется на категории общественно-экономической формации как историческом типе общества, основанном на определенном способе производства и выступающим важнейшей ступенью поступательного развития человечества. В марксисткой теории понимания истории общественно-экономическая формация является краеугольным камнем, основой. Вся история — это история отдельных формаций, переходящих от одной к другой. Энергия движения, основывающаяся на развитии производительных сил и производственных отношениях, неизбежно порождает классовую борьбу, которая приводит, в конечном счете, к социальной революции (“локомотиву истории”). Она то и является той вехой, которая отделяет одну формацию от другой. Таким образом, формационный подход к типологии государства и права — это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государства и нрава с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, в его производственных отношениях и классовой структуре.

Уровень развития производительных сил определяет материально-техническую базу общества, а производственные отношения, складывающиеся на однотипной форме собственности на средства производства, составляют экономический базис общества, которому соответствуют определенные политические, государственно-правовые и другие надстроечные явления. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим строем. Качественные изменения экономического базиса закономерно влекут за собой коренные преобразования в надстройке.

Тип государства определяется на основании того, какой экономический базис это государство защищает, интересам какого господствующего класса оно служит. При таком подходе государство приобретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве диктатуры экономически господствующего класса.

Стадиальная типология общества выделяет различные типы общества путем отнесения его к той или иной стадии развития по критериям особенностей способа производства и отношений собственности (первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое общества). Этой типологии обществ соответствуют три основных типа эксплуататорского государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное. Последний исторический тип — социалистическое государство, которое, теоретически, в ближайшей исторической перспективе должно было бы перерасти в общественное коммунистическое самоуправление.

Имеется еще один тип государства, который не вполне вписывается в рамки формационной типологии, но логически близок к нему. Это государство переходного типа. Оно представляет собой государственность, возникающую в результате классовой или национально-освободительной борьбы, резкой смены политических режимов и опирающуюся на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем, по мере преобладания господствующей формы собственности, подобные государства должны примкнуть к определенному историческому типу государства, капиталистическому или социалистическому.

Вышеизложенный классово-формационный подход к типологии государств до последнего времени был единственным в нашей научной литературе. Вместе с тем у него имеются существенные недостатки: при доминировании социально-экономических и политических факторов совершенно не учитываются особенности культуры, морали, религии и других факторов развития общества (технологические, природно-климатические и т.д.); игнорируется многоукладностъ экономики, разнообразие социальной структуры общества и др.

Цивилизационный подход. Мировая политико-правовая мысль выработала другие критерии типологии государств. Например, теория “культурных типов” (Данилевский Н.Я.), теория “исторического круговорота” и др. Однако наиболее распространенным и широко признанным зарубежной наукой основанием типовой классификации государств является понятие “цивилизация”. Развил и конкретизировал понятие цивилизации английский историк А. Тойнби. Под цивилизацией он понимал относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов.

Цивилизационная теория основывается на том, что каждая страна, каждый этнос прошли в своем развитии последовательно сменяющие друг друга стадии формирования, расцвета и упадка при сохранении на всех стадиях определенных, свойственных стране и этносу качественных “цивилизационных” (ценностно-культурных) характеристик (Б.П. Шулындин). При этом значительное внимание уделяется природно-географическим, геополитическим, технологическим и иным факторам и условиям формирования и существования цивилизаций.

Цивилизационный подход к типологии государства и права — это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государства и права с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии, нравах и т.д. (А. Тойнби, П. Сорокин, О. Шпенглер, М. Вебер и др.).

Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. А. Тойнби выделил древневосточную, греческую, римскую, египетскую, арабскую, православную, средневековую, современную и иные цивилизации. Г. Еплинек подразделял все государства на два типа: идеальный и эмпирический. Идеальный тип — это мыслимое государство, которое в реальной жизни не существует. Идеальному типу противопоставляется эмпирический, который получается в результате сравнения отдельных реально существующих государств друг с другом. В пределах эмпирического типа Еллинек различает, с точки зрения характера государственного союза и положения, которые занимает индивид в этом союзе, следующие главные цивилизации — исторические типы государства: древневосточное, греческое, римское, средневековое и современное.

Рассматривая формационный и цивилизационный подходы к типологии государства и права, следует отметить, что по отдельности, строго изолированные друг от друга, они чрезвычайно уязвимы с точки зрения их существования. К тому же в них присутствует множество схожих характеристик, точек пересечения. Поэтому современная наука делает попытки найти компромиссные решения этого вопроса. Например, предлагается гипотеза так называемого “формационно-цивилизационного резонанса” (Б.П. Шулындин).



КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |