шпаргалка

Билет №6

[ Назад ]

1.В современном мире существуют различные типы обществ, резко отличающиеся между

собой по многим параметрам.. В объяснении многообразия типов общества и причин

перехода от одного типа к другому сталкиваются два подхода – формационный и

цивилизационный. Приверженцы формационного подхода видят в развитии общества

прогресс (качественное совершенствование), переход от более низших к более

высшим типам общества. Напротив, сторонники цивилизационного подхода

подчеркивают в развитии общества цикличность и равноценность разных общественных

систем. В рамках «советского марксизма» закрепилось мнение, что с точки зрения

формационного подхода человечество в своем историческом развитии обязательно

проходит пять основных формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую,

феодальную, капиталистическую и грядущую коммунистическую. Основной структурной

единицей процесса развития общества, с точки зрения этого подхода, является

цивилизация. Цивилизация понимается как общественная система, связанная едиными

культурными ценностями (религией, культурой, экономической, политической и

социальной организацией и т.д.), которые согласованы друг с другом и тесно

взаимосвязаны.



Таблица 3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА СОГЛАСНО ТЕОРИИ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО

ОБЩЕСТВА

ЭТАПЫ



ХАРАКТЕРИСТИКИ Доиндустриальное общество Индустриальное общество

Постиндуст-риальное общество

Главная отрасль экономики Сельское хозяйство Промышленность

Наукоемкий сервис (производство знаний)

Главенствующая социальная группа Собственники земли и обрабатывающих ее

людей (рабовладельцы, феодалы и др.) Собственники капитала (капиталисты)

Собственники знаний (менеджеры)

Согласно этой теории (она опирается на идеи О.Тоффлера, Д.Белла ), развитие

общества рассматривается как смена трех социально-экономических систем –

доиндустриального общества, индустриального общества и постиндустриального

общества. Эти три общественные системы различаются по основным факторам

производства, ведущим сферам экономики и главенствующим социальным группам.

Границами общественных систем являются социально-технологические революции:

неолитическая революция (6–8 тыс. лет назад) создала предпосылки для развития

доиндустриальных эксплуататорских обществ, промышленная революция (18–19 вв.)

отделяет индустриальное общество от доиндустриального, а научно-техническая

революция (со второй половины 20 в.) знаменует переход от индустриального к

постиндустриальному обществу. Современное общество – это переходная ступень от

индустриального к постиндустриальному строю.

2. Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного,

полного и точного знания об окружающем мире. Различные философские школы по-

разному отвечали на вопрос о возможности познания мира и получения истинного

знания. Агностики считали, что получить достоверные знания невозможно, эмпирики

— что это можно сделать только при помощи ощущений, а рационалисты утверждали,

что критерием истины является только разум.

В истории философии существовали различные определения понятия «истина».

Наиболее часто употребляемым является следующее: истина — это соответствие

полученных знаний содержанию объекта познания. Характерной чертой истины

является наличие в ней объективной и субъективной стороны. Объективная сторона

показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит,

поскольку оно существует в объективной реальности. Субъективная сторона

указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку

при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и

субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание

последнего.

Принято выделять истину абсолютную и истину относительную. Абсолютной истиной

называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо

предмете либо явлении. Однако в реальности подобное практически недостижимо. В

большинстве случаев мы имеем дело с относительной истиной (или истинами),

которая представляет собой неполное, ограниченное знание, верное лишь в

определенных условиях, которым обладает человек (человечество) на данном этапе

своего развития.

Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика.

Причем тот или иной вид познания имеет в качестве критерия истины

соответствующую именно ему форму практики: обыденная практика, наблюдение,

эксперимент и т. д. Помимо практики существуют и другие критерии истины, в

частности формально-логический, который применяется в тех условиях, когда нет

возможности опереться на практику (например, выявление логических противоречий в

математических рассуждениях).

Можно.

КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |