Билет №7
1. Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно
поступательное движение общества от низших и простых форм общественной
организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятие
регресс, для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему,
деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям. Представление о
развитии общества как прогрессивном процессе появилось еще в древности, но
окончательно оформилось в трудах французских просветителей (А. Тюрго, М.
Кондорсе и др.). Критерий прогресса они видели в развитии человеческого разума,
в распространении просвещения. Столь оптимистичный взгляд на историю сменился в
XIX в. более сложными представлениями. Так, марксизм усматривает прогресс в
переходе от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой.
Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной структуры,
рост социальной неоднородности. В современной социологии исторический прогресс
связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к
индустриальному, а затем и к постиндустриальному.
Некоторые мыслители отвергают идею прогресса в общественном развитии,
рассматривая историю как циклический круговорот с чередой подъемов и спадов (Дж.
Вико), предсказывая скорый «конец истории» либо утверждая представления о
многолинейном, независимом друг от друга, параллельном движении различных
обществ (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). Так, А. Тойнби, отказавшись
от тезиса о единстве всемирной истории, выделил 21 цивилизацию, в развитии
каждой из которых он различал фазы возникновения, роста, надлома, упадка и
разложения. О «закате Европы» писал и О. Шпенглер. Особенно ярок
«антипрогрессизм» К. Поппера. Понимая под прогрессом движение к какой-либо цели,
он считал его возможным только для отдельного человека, но не для истории.
Последняя же может быть объяснена и как прогрессивный процесс, и как регресс.
Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений,
регресса, цивилизационных тупиков и даже срывов. Да и само развитие человечества
вряд ли имеет однозначно прямолинейный характер, в нем возможны и ускоренные
рывки вперед, и откаты назад. Более того, прогресс в одной сфере общественных
отношений может сопровождаться и даже быть причиной регресса в другой. Развитие
орудий труда, техническая и технологическая революции — яркое свидетельство
экономического прогресса, но они поставили мир на грань экологической
катастрофы, истощили природные ресурсы Земли. Современное общество обвиняют в
упадке морали, в кризисе семьи, бездуховности. Высока и цена прогресса: удобства
городской жизни, например, сопровождаются многочисленными «болезнями
урбанизации». Иногда издержки прогресса настолько велики, что возникает вопрос,
а можно ли вообще говорить о движении человечества вперед.
В этой связи актуален вопрос о критериях прогресса. Согласия среди ученых нет и
здесь. Французские просветители видели критерий в развитии разума, в степени
разумности общественного устройства. Ряд мыслителей (например, А. Сен-Симон)
оценивали движение вперед по состоянию общественной нравственности. Г. Гегель
связывал прогресс со степенью сознания свободы. Марксизм также предложил
универсальный критерий прогресса — развитие производительных сил. Видя сущность
движения вперед во все большем подчинении сил природы человеку, К. Маркс сводил
общественное развитие к прогрессу в производственной сфере. Прогрессивными он
считал лишь те социальные отношения, которые соответствовали уровню
производительных сил, открывали простор для развития человека (как главной
производительной силы). Применимость подобного критерия оспаривается в
современном обществознании. Состояние экономического базиса не определяет
характер развития всех остальных сфер жизни общества. Целью, а не средством
любого общественного прогресса является создание условий для всестороннего и
гармоничного развития человека.
Следовательно, критерием прогресса должна являться мера свободы, которую
общество в состоянии предоставить личности для максимального раскрытия ее
потенциальных возможностей. Степень прогрессивности того или иного общественного
строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для удовлетворения всех
потребностей личности, для свободного развития человека (или, как говорят, по
степени человечности общественного устройства).
2.
Общий политический процесс - это процесс, который охватывает все общество и
ведет к смене состояния его политической системы. Формы общего политического
процесса: эволюция; революция; кризис. Частные политические процессы: бойкот,
борьба, провокация, сотрудничество.
На экономическую жизнь общества серьезное влияние оказывает политическая жизнь.
Например, в преодолении сегодняшнего кризиса в стране важную роль играют решения
правительства по оказанию поддержки предприятий, оказавшихся в трудном
финансовом пожени (Автоваз, оборонка, инновационные проекты в промышленности,
науке). На развитие экономической жизни влияет и духовная сфера (образование,
наука), которые позволяют решать проблемы занятости, внедрения инновационных
проектов в экономику. Таким образом, можно утверждать, что все сферы жизни
общества взаимосвязаны и влияют друг на друга.