Билет № 10
Механизм товарного рынка регулируется законами спроса и предложения.
Спрос – то количество товаров определенного вида, которое покупатель готов
купить при определенном уровне цен.
Предложение – то количество товаров, которое продавец готов предложить
покупателю в конкретном месте в конкретное время.
По этим законам производств и обмен товаров происходит на основе их стоимости,
которая определяется вложенными в производство товаро-затратами. Денежное
выражение стоимости – цена.
Цена, устанавливаемая производителем, может быть выше, ниже или равна стоимости.
На цену оказывает влияние спрос. На рынке формируются две цены: цена спроса
(максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар), цена
предложения (минимальная цена, по которой производитель готов предложить товар).
На основе этого формируется рыночная цена – цена, при которой объем спроса в
точности равен объему предложения и не может опускаться ниже цены предложения,
т.к. продавец разориться, а подниматься выше цены спроса тоже не может, т.к.
покупатель не сможет купить товар.
2. Мораль — это совокупность правил поведения, производных от представлений
людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом,
исполнение которых является следствием внутреннего убеждения человека либо
воздействия на него силы общественного мнения.
Одним из факторов формирования морали является общественность человека, его
способность к сопереживанию другим. Следование морали возможно и из
эгоистических побуждений — в этом случае человек ожидает, что к нему будут
относиться в рамках той же морали. Мораль проявляется на общественном и личном
уровне. Индивид усваивает моральные нормы в процессе социализации, ориентации на
добродетельное — на гуманное, доброе, честное, благородное, справедливое.
Человек приобретает сведения о том, что такое порядочность, честь, совесть. При
этом мораль изменяется в процессе нормотворчества людей, самостоятельно, со всей
ответственностью за моральность своего выбора принимающих решения о выборе целей
и средств. Основные социальные функции морали:
· регуляторная,
· ценностно-ориентационная,
· социализирующая,
· личностного самоопределения
Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль. Основу
предмета этика составляет учение о природе морали как особого социального
явления и формы общественного сознания, о роли морали в жизни общества, о
законах развития нравственных представлений, отражающих материальные условия
жизни людей, о классовом характере морали.
Категории морали:
Самооценка - это самостоятельное, " на свой страх и риск" определение ценности
своего поведения, своих мотивов и поступков. Она тесно связана с чувством
совести и долга, и выступает как важный инструмент самоконтроля.
Долг - ода из основных категорий этики; превращение требования нравственности, в
равной мере относящегося ко всем людям, в личную задачу данного конкретного
лица, сформулированную применительно к его положению и ситуации, в которой он
находится в данный момент. Долг это отношение личности к обществу. Категория
долга тесно связана с другими понятиями, характеризующими моральную деятельность
личности, такими как ответственность, самосознание, совесть, мотив.
Совесть - выражающая нерасторжимую связь морали и человеческой личности,
характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль,
самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от
себя их выполнение и производить самооценку совершаемых поступков, одно из
выражений нравственного самосознания личности. Добро - одно из наиболее общих
императивно-оценочных понятий морали и категории этики; выражает положительное
нравственное значение явлений общественной жизни в их соотношении с идеалом.
Зло - одно из основных понятий морального сознания и этическая категория;
обозначает негативные стороны действительности деятельности людей и отношений
между ними. Зло препятствует удовлетворению интересов человека и человечества.
Проблема морального выбора личности.
"Направо пойдешь - голову потеряешь, налево - счастливым будешь" - читает витязь
на камне у пересечения трех дорог и принимает решение. Это одна из древнейших
моделей морального выбора. Любого человека на дороге жизни ждет множество
перекрестков, требующих нравственного самоопределения.
Необходимость выбора, бремя и счастье выбора - неотъемлемое свойство
нравственной деятельности.
Моральный выбор - определенный вид целесообразной деятельности человека. Выбор
любого действия - операции возможен в том случае, если существуют несколько
вариантов последнего.
Субъектом морального выбора может быть: - индивид, выбирающий определенный
поступок, коллектив людей, формирующий нормы взаимоотношений своих членов; -
класс, стремящийся изменить или сохранить социально-политическую систему; -
общество в целом, решающее вопрос о перспективах своего развития.
При этом индивидуальный моральный выбор воплощает в себе существенные черты
выбора группы, класса и всего общества.
Диапазон объективных возможностей поступка и субъективной способности личности
выбирать - необходимое условие свободы морального выбора. Если нет возможности
сравнить и предпочесть варианты поведения, сознательно определить позицию и
воплотить ее в действие, субъект лишен такой свободы.
Социальная обусловленность морального выбора выражается, прежде всего, в
характере объективных возможностей поступать так или иначе, ибо человек может
выбирать " всегда только между определенными вещами, входящими в круг его
жизни".
Историческое развитие общества определяет расширение диапазона морального
выбора. Социальная детерминированность нравственной деятельности выражается в
обусловленности направленности, возможностей и средств выбора.
Свобода морального выбора личности характеризуется "познанием необходимости"
прежде всего в ее моральном содержании: это способность принимать решение в
соответствии с нравственной необходимостью, с существующими в обществе систем
моральных норм и ценностей, отражающимися в сознании человека в виде цели,
которую он должен реализовать в поступке.
Моральный фатализм - воззрение на историю и жизнь человека как на нечто заранее
предопределенное богом, судьбой или объективным законом развития и вытекающее
отсюда представление о невозможности изменить их никакими человеческими
усилиями. Фатализм абсолютизирует факт объективной обусловленности человеческого
поведения в действительности, исторические за коны, определяя общий ход развития
общества, тем не менее, оставляют место для морального выбора, поэтому не
устраняют личной ответственности человека за свои поступки и необходимости их
нравственной оценки.
3. Утверждения античных философов о природе человека не противоречат друг другу,
поскольку Аристотель исходит из предопределенности неравенства человека с
рождения. В отношении рабства Аристотель стоит на позиции его оправдания.
Рабство, по Аристотелю, - естественное явление (существует по природе вещей):
есть люди, прирожденные к рабству из-за недостаточности интеллекта,
следовательно, рабство полезно как господину, так и рабу. Антифон также исходит
из позиции предопределенности равенства людей в силу природы, однако он не
затрагивает проблему собственности, как Аристотель. Если бы оба философа дожили
бы до сегодняшних дней, они также неоднозначно отнеслись , как и ученые-философы
современности. И сегодня существуют различные теории происхождения прав
человека, но общепринятой остается теория естественного происхождения.
Естественное право заложено самой природой, ранее утверждалась естественность
прав человека божественным провидением. В любом случае естественное право
людьми не создается, оно дается, человек лишь познают его как данность,
справедливость свыше. Источник прав человека находится не в законодательстве, а
в самой человеческой природе; эти права приобретаются от рождения либо от бога