Массовой аудитория как приемник информации.
Рассмотренные более детально характеристики массовой аудитории как приемника
информации выглядят следующим образом.
1. Сообщения СМК достигают миллионов людей одновременно или в пределах очень
небольших временных отрезков.
2. Сообщения СМК адресуются Аудитории как массе, совокупности людей, опираясь на
объединяющий, а не на разъединяющий их фактор.
О. Тоффлер в беседе с социологом Ф. Бурлацким описал этот процесс очень
красочно: «Я видел в Магнитогорске, Москве, Манчестере, Миннесоте, Миннеаполисе
параллелизм — люди встают в одно и то же время, работают определенное количество
часов в одно и то же время, смотрят телевизор в одно и то же время, ложатся
спать в одно и то же время с разницей, быть может, в час или около того. И эта
синхронная система ритмично пульсирует. В каждом индустриальном обществе
существует сильнейшее социальное, политическое и культурное давление
единообразия, и массовый ритм принуждает, чтобы мы одевались так же, как наши
соседи, чтобы мы верили в то же, во что верят соседи, смотрели те же
телепрограммы, голосовали за то же, за что и наши соседи. Такова была динамика
индустриализации. Теперь начинается новый процесс — "демассофикация"» '.
3. По содержанию массовая информация предназначена, как правило, не для
профессионалов (в беседе для прессы журналист обязательно скажет: «А теперь
объясните этот термин Аудитории»). Об этом же говорит американский исследователь
СМК Б. Багдикян: «Профессионально подобранные новости сохранят, по всей
видимости, свое значение по той же причине, по которой они распространены
сегодня. Это полезный способ знакомства занятых людей с наиболее срочной
информацией о внешнем мире» -.
4. Включенность Аудитории в этот процесс общения с СМК не является обязательной
(эта свобода от обязательств в значительной мере объясняет — а может быть, и
порождает — всеобщий критический настрой к деятельности СМК), но и СМК
«свободно»
по отношению к отдельному индивиду: личные обстоятельства не влияют, например,
на объем развлекательных программ.
Подчеркнем обстоятельство, без которого мы не поймем эволюции СМК. Отмеченные
нами характеристики существуют как тенденции; реальное же функционирование СМК в
некотором смысле связано с их преодолением. Действительно, на протяжении истории
СМК воспроизводились наиболее важные ценности межличностной коммуникации:
активная индивидуализация потребления; мотивированное «интересом» осуществление
выбора определенных информационных каналов и предлагаемых ими сообщений;
информационная стратегия каналов, ориентированная на адаптацию своих программ
разными группами Аудитории (рейтинги показывают, что только наиболее массовые
передачи охватывают всю Аудиторию, далее неизменно срабатывает ее индивидуальный
выбор); отсутствие обратной связи — отклика Аудитории на сообщения СМК — как
«родовая» характеристика; однако реально СМК всегда стремятся к ней, налаживают
ее (газеты — посредством публикации читательской почты, радио и телевидение —
организуя телефонную связь в прямом эфире, сюда же следует отнести самые
высокорейтинговые развлекательные передачи, ток-шоу с участием Аудитории).