шпаргалка

Стадии коммуникативного процесса.

[ Назад ]

Согласно определению отечественного ученого Б. Фирсова, «массовая коммуникация —

процесс распространения информации с помощью технических средств (печать, радио,

кинематограф, телевидение) на численно большие рассредоточенные аудитории».

Б. Фирсов выделяет в процессе коммуникации три фазы: 1) докоммуникативную, 2)

коммуникативную и 3) послекоммуникативную.

Первая фаза характеризуется запросами и ожиданиями аудитории. Вторая —

непосредственной реализацией этих запросов. Третья — использованием полученной

информации.

Докоммуникационная стадия взаимодействия СМК с аудиторией

Вариант 1. СМК оказывает влияние на аудиторию. Вариант 2.-между аудиторией и СМК

фильтры выбора – интерес –осознанная потребность; влечение – неосознанная

потребность.

Механизмы приспособления человека к СМК. Чтобы справиться с потоком информации

индивид вырабатывает правила понимания любой ситуации. У человека формируется

привычка упрощенного понимания смысла происходящего путем введения:

1.определенности и четкости различия, 2.устойчивости и стабильности смысла.

Роль стереотипов в МК. стереотип по происхождению – это продукт творчества

гениев передаваемый в готовом виде из поколения в поколение. Стереотип по форме

– это «картинка в голове», яркое эмоциональное представление о явлении или

предмете, которое создается в сознании в процессе социализации. Стереотип – это

стандарт организующий словообразное отношение группы действительности. Стереотип

– связующее звено различных индивидуальных сознаний. Функции стереотипа в жизни

индивида-1. Приспособление сознания к той или иной культуре, адаптация ее норм,

возможность без органического вхождения внутрь культуры чувствовать себя ее

носителем. 2.защита сознания. Стереотип охраняет индивида от потоков новой

информации посредством неосознанно срабатывающих фильтров. Стереотипизация –

способ усвоения новой информации, которую сознание раскладывает по ранее

заготовленным полочкам. 3. Передача элементов субкультуры этноса от поколения к

поколению.



Коммуникативная стадия взаимодействия СМК с аудиторией.

условия возникновения эффективной коммуникации.

1.хорошая логика организации информационного продукта

2.информация должна быть эмоционально окрашена

3.высокое доверие аудитории к источнику информации. персонажи, от которых

исходит информация, зачастую пользуются большим доверием от аудитории, чем те

каналы информации, на которых они выступают.

диалектика известного и неизвестного в массовой информации.

в информационных сообщениях мы ждем неизвестного. В произведениях искусства люди

очень часто готовы воспринимать неизвестное. среднестатистический зритель

интересуется тем, что знает или видел ранее. Принцип получения удовольствия от

предсказуемости, от чувства ритма. Восприятие информации в СМИ;1. Эффект

первичности или новизны. Срабатывает в следующих условиях – когда аудитория

лишена возможности обратится к другому источнику, когда сообщение из

альтернативных источников запаздывает и аудитория успевает обсудить первое

сообщение в межличностных контактах, когда сообщение о событии дошло до

аудитории прежде свершения самого события, а альтернативные сведения – после его

свершения. 2. Наличие в сообщении информации различных типов:познавательная

(когнитивная – информация должна быть максимально предметной и объективной),

оценочная, то есть предметность должна быть разложена по полочкам «хорошо/

плохо»,3. Характеристики содержания – логичность и полнота представления

аргументов за и против – качество аргументации; стилистическое и композиционное

оформление текста; сознательное возбуждение эмоций (гордость, унижения, ирония,

сарказм, жалость) –помогает снизить уровень рациональности и увеличить внушающий

эффект информации.

Приемы моделирования мира, используемые СМК.

1.аппеляция к повседневному опыту аудитории

2.использование оппозиции уникальность-традиционность, чтобы возбудить интерес

3. принцип дискуссионности

4.обращение к конкретным авторитетам

5.функционирование механизма "обратной связи"



Посткоммуникативная стадия взаимодействия СМК с аудиторией. Факторы влияющие на

результаты взаимодействия.

Посткоммуникативная стадия – воздействие информации на аудиторию. Факторы

влияющие на результат взаимодействия СМК с аудиторией: 1.выбор зрителем,

читателем, слушателем материала; 2.особенности восприятия этого материала;

3.доверие аудитории к источнику информации, его престиж и т.п.; 4.принадлежность

потребителя к той или иной социальной страте;5.активность лидера мнения группы,

к которой потребитель принадлежит; 6.семейное положение

потребителя;7.образовательный и культурный уровень потребителя; 8.тип самого

СМИ; 9.особенности содержания сообщения; 10.моциальные условия, в которых

происходит коммуникация.





# Условия эффективной коммуникации.

Основной эффект от воздействия СМИ – изменение поведения аудитории от

воздействия СМИ. Изменение поведения аудитории должно быть согласовано с заранее

поставленными целями. Под эффектом понимается некий отклик. Коммуникативные

эффекты – изменение осведомленности о товаре или услуги или изменение отношения

к товару, услуги/торговой марке.

Процесс коммуникации всегда информативен и состоит в передаче структур:

когнитивной, познавательной (максимально предметной, объектной, объективной);

оценочной (которая накладывает на эту предметность человеческие предпочтения, и

поэтому эта предметность оказывается разложенной по полочкам «хорошо — плохо»);

экспрессивной (максимально непредметной, составляющей структуру человеческих

эмоций и экспрессий).



Условия возникновения эффективной коммуникации

Достижение конверсии в исходных мнениях и моделях поведения Аудитории — это

прагматическая цель Коммуникатора, и она обеспечивается технологически.

Описание этого процесса в терминах воздействия, внушения, влияния, убеждения,

которые отличаются своими парадигмами (психологическая,

социальнопсихологическая, социологическая), а также субъектом, его участником,

часто встречается в литературе. И неудивительно — эта стадия совпадает с

реализацией намерений Коммуникатора. Ответы на вопрос, в какой мере это ему

удается, можно сгруппировать в зависимости от ракурса рассмотрения процесса —

описывать ли его с точки зрения позитивных факторов, помогающих Коммуникатору,

или говорить о нем с точки зрения барьеров, которыми индивид защищается от

намерений Коммуникатора, изменяет его цели, пытаясь решить свои проблемы, и т.

д.

Помимо вышеперечисленных факторов, составляющих основу до-коммуникативной стадии

(перечислим также чисто психологические особенности принимающего субъекта:

способность к восприятию, убеждаемость, внушаемость, «здравый смысл»), в

процессе коммуникации «работает» группа факторов (или барьеров), которые

касаются характеристик самого текста. Исходное положение здесь таково: люди

лучше запоминают и усваивают информацию, если она определенным образом

организована. Наверное, в первую очередь с этим согласятся учителя, функция

которых как раз и состоит в том, чтобы ученики «запомнили и усвоили».

Аристотель уже многое сказал об этом взаимодействии между Коммуникатором,

который ставит перед собой определенные цели, начиная коммуникацию, и его

Адресатом. Мыслитель утверждал, что убеждение базируется на доверии к источнику

(ethos), эмоциональной (pathos) и логической (logos) составляющих. Укажем, что

насубъективное представление о Коммуникаторе влияет оценка его статуса, его

ролевого поведения, личных качеств, искренности, с которой он подает информацию,

и т. д. При этом, как показывают исследования, персоналии, от которых исходят

новости, иногда пользуются большим доверием, чем коммуникационные каналы в

целом, которые они представляют.

Нулевое, базовое условие для эффективной коммуникации (мы отвлекаемся от

невербальных ее способов не потому, что они не важны, а потому, что их роль

минимальна именно в массовых коммуникациях, хотя мимика ведущего и цвет его

галстука могут многое изменить в моем восприятии его) — общий язык. В

экспериментах, проходивших в рамках проекта «Общественное мнение» (1967-1971

гг.), Т. Дридзе обнаружила, что Аудитория среднего промышленного города СССР

дает ошибочное толкование или не знает значения слов: «бундесвер» и «вермахт» —

в 80% случаев и более; «либерал» и «происки» — в 70% случаев и более;

«демократ», «курс акций», «левые силы», «милитаризация», «реванш», «эскалация» —

в 50 % случаев и более.

Эффект первичности сообщения

В ходе многочисленных экспериментов было установлено, что шаблонность

заголовков, место сообщения в газете или его очередность в радио- и телевыпусках

могут как отвратить от коммуникации, так и дать ей состояться. Исследователи из

Лондонского политехнического университета экспериментировали с очередностью

телевизионных сообщений; было замечено, что лучше всего запоминаются факты,

помещенные в начале выпуска новостей, а также в его заключительной части.

Способность зрителей вспомнить то, что им показывали, усиливалась, если

сообщения в выпуске были тематически неоднородными1.

Впоследствии американские социопсихологи значительно обогатили теорию «первого

сообщения» условиями, при которых этот фактор срабатывает чаще:

* когда само сообщение для Аудитории уникально, т. е. она лишена возможности

обратиться к другому источнику;

* когда сообщение из альтернативных источников запаздывает и Аудитория успевает

обсудить его в межличностных контактах;

» когда сообщение о событии дошло до Аудитории прежде свершения самого события,

а альтернативные сведения — после его свершения.

Сразу скажем, что фактор «нового, неизвестного» и «известного, хорошо

узнаваемого» работает принципиально по-разному, когда речь идет об

информационных сообщениях и о материалах, связанных с областью искусства. Об

этом -много писал культуролог А. Моль. Аксиомой для всех деятелей культуры

является то, что средний потребитель (в любой области искусства — музыки,

театра, живописи и т. д.) интересуется тем, что он знает, тем, что он видел

раньше, и чем лучше он это знает, тем больше интересуется. Когда радиослушатель

настраивается на волну, чем быстрее он узнает музыку, тем более вероятно, что он

станет ее слушать. По мнению Моля, тут срабатывает принцип удовольствия,

которого можно достигнуть максимально быстро1.

На этом построена в кинематографе «система звезд». Появление звезды — гарантия,

что зритель пойдет смотреть фильм. Б. Грушин так объяснял проблему популярной

музыки на радио: радиослушатели в своих заявках просят исполнить любимую и

хорошо знакомую музыку, новые произведения практически не могут прорваться в

этот замкнутый круг.

Но радикально дифференцировать художественный материал и, например, информацию

на политические темы по этому принципу тоже не стоит. Известно, что Аудитория,

узнавая персонажей хроники, охотнее станет слушать новости об известных ей

именах.

Другие факторы эффективной коммуникации

Процесс коммуникации всегда информативен и состоит в передаче структур:

когнитивной, познавательной (максимально предметной, объектной, объективной);

оценочной (которая накладывает на эту предметность человеческие предпочтения, и

поэтому эта предметность оказывается разложенной по полочкам «хорошо—плохо»);

экспрессивной (максимально не-предметной, составляющей структуру человеческих

эмоций и экспрессии).

Среди характеристик содержания, которые так или иначе — как факторы или барьеры

— влияют на исход коммуникации, исследователи упоминают тему сообщения, систему

аргументации, ее логичность, достоверность, обоснованность, полноту,

представление аргументов pro и contra, стилистическое и композиционное

оформление текста, апелляцию к чувствам и т. д. Например, последнее в этом ряду

— а именно, апелляция к чувствам, или как это называется в логике, ad populum,

«к публике», хорошо было известно прародителям риторики, когда возбуждение

определенных эмоций (гордость и унижение, ирония и сарказм, жалость и

оскорбление) снижает изначальное сопротивление Аудитории воздействию и помогает

Коммуникатору достигнуть цели.

Отдельно стоит выделить группу факторов коммуникативной обстановки. Известно,

например, что в ситуации, которая близка к экстремальной, мы моментально

реагируем на сообщения типа «Пожар!». Американский социопсихолог X. Кэнтрил

предложил название для таких обстоятельств — «критическая ситуация». По его

определению, это ситуация, в которой индивид сталкивается с не упорядоченным в

какую-либо привычную систему внешним окружением, не поддающимся его пониманию и

объяснению, но, тем не менее, нуждающимся в таковом.

Оказывает воздействие на личность и ее нахождение в толпе, снижающее порог

критического восприятия происходящего. Известно, насколько заразителен для нас

ажиотаж театральной аудитории: очень трудно не аплодировать, когда вокруг бушуют

страсти. К факторам того же рода относится следующий: располагает ли индивид

возможностями обратиться к другим источникам информации или вынужден

пользоваться лишь одним из них.

Теоретические и эмпирические обобщения взаимодействия информационных потоков и

населения позволяют также сформулировать несколько общих посылок о механизме

моделирования мира, которого придерживаются СМК.

1. Аппеляция к обыденному опыту Аудитории. В особенности часто пользуются этим

приемом политические лидеры, желая воздействовать на свой электорат. Так, Мао

Цзе Дун переплывает реку Янцзы, чтобы продемонстрировать китайскому народу свою

недряхлеющую плоть (впрочем, американским спутникам удается зафиксировать под

водой аквалангистов, поддерживающих своего партийного руководителя).

2. Использование оппозиции «уникальность—традиционность». Стремясь любыми

способами возбудить интерес Аудитории, СМК видят в очевидном невероятное,

придавая часто повторяемым событиям момент уникальности. В то же время

уникальность, подпадая под определенную рубрику, снабженную штампованным

заголовком, легко получает вид традиционного события.

3. Принцип дискуссионности (природное качество коммуникаций). В фашистской

Германии постоянно воссоздавали оппозицию персонализированного врага и

положительного героя, поддерживая притягательный для Аудитории механизм

противоречий. В советском искусстве сознательно поддерживался конфликт «хорошего

с прекрасным».

4. Обращение к конкретным авторитетам. Эта особенность имеет, можно сказать,

генетические корни, если мы обратимся к истории возникновения коммуникаций.

5. Воссоздание механизма обратной связи. Входит в классический набор средств, с

помощью которых СМК моделируют отображаемый ими мир и восприятие этого мира

Аудиторией.



КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |