Гуманистическая психология.
Направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее
своим главным предметом личность, как уникальную целостную систему, которая
представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность»
самоактуализации, присущую только человеку[1]. В гуманистической психологии в
качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация
личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое
здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве
самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест
против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей
силы. К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В.
Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С. Джурард, Д. Бьюдженталь, Э. Шостром и другие.
Гуманистическая психология в качестве своей философской базы опирается на
экзистенциализм. Манифестом гуманистической психологии стала книга под редакцией
Р. Мэя «Экзистенциальная психология» — сборник докладов, представленных на
симпозиуме в Цинциннати в сентябре 1959 г. в рамках ежегодного съезда
Американской Психологической Ассоциации.
Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу
естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования,
должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и
выбирающий способ поведения.
В 1963 г. первый президент Ассоциации гуманистической психологии, Джеймс
Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих положений данного направления
психологии[2]:
Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе
говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его
частичных функций).
Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (иначе
говоря, человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не
принимается в расчет межличностный опыт).
Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его
непрерывное, многоуровневое самосознавание).
Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего
существования: он творит свой собственный опыт).
Человек интенциален (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности
и смысл).
На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии
и гуманистическая педагогика. Лечебными факторами в работе гуманистического
психолога и психотерапевта являются, прежде всего, безусловное принятие клиента,
поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование
осуществления выбора и принятия решений, подлинность. Однако, при кажущейся
простоте, гуманистическая психотерапия основана на серьезной феноменологической
философской базе и использует чрезвычайно широкий набор терапевтических
технологий и методов. Одно из базовых убеждений гуманистически-ориентированных
специалистов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал
выздоровления. При наличии определенных условий, человек может самостоятельно и
в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического
психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для
реинтеграции личности в процессе терапевтических встреч.