шпаргалка

Философско-историческая концепция Л.Н. Толстого в романе «Война и мир». Кутузов и Наполеон. Изображение войны 1812 года.

[ Назад ]
Мысль народная и философия истории в романе-эпопее «Война и мир» (1863 – 1869). «Война и мир» - целая система мироосмысления, огромный отрезок русской социальной жизни. По словам исследователя Ильина, это художественно изложенная философия жизни.
Здесь происходит соединение жизни личной и исторической, жизни частных лиц и целых народов.
Во второй части эпилога Толстой излагает свою концепцию философии истории:
1. историю делают сами народные массы;
2. люди делают историю каждый поодиночке, а не вместе;
3. люди делают историю бессознательно.
В романе наблюдается антитеза Наполеона и Кутузова. Толстой рисует портрет Наполеона несколько снижено. Наполеон во всем играет; он актер.
Кутузов не считает себя демиургом истории. Он везде простой. Толстой снижает его внешнее величие, но подчеркивает его внутреннюю активность. Кутузов – внешнее воплощение мысли народной.
Наполеон и Кутузов – это два начала бытия: начало добра, веры (Кутузов) и зла, Антихристова духа (Наполеон).
Толстой выдвигает в первую очередь нравственные требования.
По монографии Л.Д. Опульской «Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»: Книга для учителя».
История создания. Исток указан Толстым – повесть о декабристе. От рассказа о судьбе одного героя-декабриста он перешел к повествованию о поколении людей, живших в период исторических событий, сформировавших декабристов. Предполагалось, что судьба этого поколения будет прослежена до конца – до возвращения декабристов из ссылки.
Целы год шли поиски нужного начала. Лишь пятнадцатый вариант удовлетворил Толстого.
С первых месяцев 1864 г. до начала 1867 г. создавалась первая редакция всего романа.
Три года напряженного творческого труда на заключительной стадии как раз и привели к тому, что исторический роман – «картина нравов, построенных на историческом событии», роман о судьбе поколения – превратился в роман-эпопею, в «историю народа». И даже шире – в историю народов, всего человечества, поскольку на примере величественных событий 1812 г. Толстой ставит вопросы философско-исторические (о свободе и необходимости, о причинах и законах исторического движения и т.п.). Книга стала рассказом не о людях, не о событиях, а о жизни вообще, о течении жизни. Философская мысль Толстого искала путей всеобщей, космической правды.
Успех романа у читателей был так велик, что в 1868 г. понадобилось второе издание.
Смысл заглавия. Название «Война и мир» возникло в конце 1866 или в самом начале 1867 г.
В старом нашем языке существовало два слова: мир в смысле не-война и мiр – общность людей, народ.
Впоследствии Толстой, видимо, не придавал никакого значения разнице в начертании слова. Название «Война и мiр», т.е. «Война и народ», больше соответствует основной идее романа, т.к. задачей Толстого было показать великую роль народа в освободительной войне, а вовсе не сопоставить военную и мирную жизнь.
Понятие «война» означает в толстовском повествовании не одни военные столкновения враждующих армий. Война – это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчет, разъединение.
Мир – это и весь свет, Вселенная. Мир – это братство людей, независимо от национальных и классовых различий. Мир – это жизнь.
Такие простые слова – война и мир – в заглавии указывают на эпическую широту и всеохватность книги.
Суть замысла сводилась к тому, чтобы «захватить все». Эпическая широта – один из главных признаков «Войны и мира». Художнику было особенно важно сказать все – не обо всем понемногу, а именно все. Главный герой «Войны и мира» - не отдельное лицо, а масса лиц, не «я», а «мы».
Этот эпический, составляющийся из множества отдельных характеров, портретов и типов образ народа, собственно, и превращает роман в эпос, в повествование с открытым финалом (у жизни народа, человечества нет конца), без той развязки, с которой «уничтожается интерес». Образ этот является художественным открытием Толстого.
Сопоставляя исторические и мемуарные источники, Толстой шаг за шагом открывал истину, внимательно вглядываясь в ненужные «истории-науке» психологические черты.
Художественная правда истории. Россия и Запад, исторические судьбы России и ее народа – это были самые злободневные вопросы времени. Они неотступно волновали Толстого.
В набросках предисловий к «Войне и миру» Толстой разъяснил, почему он несколько раз отодвигал время действия своего сочинения: от 1856 к 1825, затем к 1812 и наконец к 1805 году, когда происходила первая война Наполеона с Россией. В этом сознании связи времен и поколений – основа того глубокого историзма, которым проникнута «Война и мир».
Рассказать правду о войне, замечает сам Толстой в «Войне и мире», очень трудно. Его блестящее новаторство в этой области связано не только с тем, что он показал человека в условиях войны, но главным образом с тем, что он раскрыл психологию масс. Это сделано впервые в «Войне и мире», и сделано с поразительной точностью и лаконизмом.
«Война и мир» - книга предельно эмоциональная, горячая, полная насмешки, полемики и любви. Она создана «умом сердца», который так высоко ценил Толстой в людях и искусстве. В этом плане «Война и мир» принципиально отлична от «объективной» исторической прозы и представляет явление небывалое в реалистическом романе на историческую тему.
Наполеон и Кутузов противопоставлены друг другу в романе. Чрезвычайно важно, что это противопоставление принадлежит Толстому.
Толстого упрекали в том, что он исказил и принизил Наполеона. Толстого не интересует количество выигранных Наполеоном сражений и число покоренных государств. Он подходит к Наполеону с иной мерой, которую считал единственной правильной: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
Кутузов в «Войне и мире» еще больше, чем Наполеон, явился историческим и художественным открытием Толстого. Действия Кутузова всегда соответствуют общенародному чувству; историческое проявляется в нем как народное, национальное и потому - нравственное. Психология полководца народной войны раскрыта Толстым с исчерпывающей глубиной.
Сила «Войны и мира» именно в том, что несравненный по художественной чуткости писатель представил социально-нравственную, психологическую историю эпохи, воссоздал душевные переживания разных людей того времени, их духовные устремления.
Роман «Война и мир» пронизан мыслью о большом значении дворянства в судьбах нации, в истории России.
«Мысль народная» и формы ее воплощения. Исследовать характер целого народа, характер, с одинаковой силой проявляющийся в мирной, повседневной жизни и в больших, этапных исторических событиях, во время военных неудач и поражений и в моменты наивысшей славы, - такова важнейшая художественная задача «Войны и мира». Впервые Толстой ставил подобную цель в повести «Казаки», хотя и на сравнительно узком и специфическом жизненном материале.
Настойчиво подчеркивая независимость частной жизни определенных лиц от политической игры верхов – свиданий императоров, распоряжений полководцев, предначертаний государственных деятелей типа Сперанского, - Толстой неизменно замечает и показывает нерасторжимую связь своих героев с жизнью народа, с исходом той борьбы, какую ведет весь русский народ.
Одна из важнейших проблем «Войны и мира» - соотношение личности и общества, руководителя и массы, жизни частной и жизни исторической. В определенном смысле писатель противополагал историю и жизнь отдельного человека. Прежде всего потому, что вечные основы бытия – рождение и смерть, любовь и ненависть, стремление человека к нравственному совершенствованию – не зависят от исторически ограниченных рамок каких бы то ни было событий, хотя в каждый данный момент, своими сложными путями, с этими событиями связаны. С другой стороны, Толстой знал, что жизнь, простая жизнь людей, с ее «частными» судьбами, интересами и радостями, идет своим чередом.
В романе отрицается и консервативный, и либеральный взгляд на историю и устанавливается взгляд подлинно демократический, истинно гуманный.
Особенности жанра. «Война и мир» - книга сложного жанра, который нельзя определить одним словом. Черты романа и эпопеи слились здесь воедино, чтобы образовать синтез.
Сближение «Войны и мира» с эпопеей оправдывается и сопоставлением с древнерусской литературой, особенно с произведениями жанра воинской повести, и в частности со «Словом о полку Игореве».
Е.Н. Купреянова предпочитает роману-эпопее другой термин: философско-исторический роман.

КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |