шпаргалка

Система образов романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Духовные и нравственные искания главных героев. Мастерство психологического анализа.

[ Назад ]
«Война и мир» Л.Н. Толстого. «Изменяющиеся» и «неизменные» герои Толстого. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Апология бессознательного.
По мнению Толстого, кто выше мнит себя, тот играет меньшую роль в жизненном процессе; кто живет душевными переживаниями, тот играет большую роль в жизненном процессе. Поэтому его герои делятся на изменяющихся и неизменных.
Светские люди ничтожны, потому что живут внешней жизнью.
Элен Курагина красива мертвой красотой. У нее нет духовного мира. Она фантастически глупа.
Анатоль Курагин живет лишь для удовольствия, для собственной выгоды.
Анна Михайловна Друбецкая озабочена только тем, чтобы выгодно пристроить сына.
Все они живут призрачной жизнью.
Маленькая княгиня Болконская тоже была подвержена условиям света, поэтому раздражала Андрея Болконского.
Толстой показывает их как людей, лишенных души. Они играют какую-то фальшивую роль. Толстой относится к ним отчужденно.
Ростовы и Болконские живут человеческой душевной жизнью. Они не делают жизнь, а делаемы жизнью.
Наташа Ростова умна сердцем. Самое главное в ней – чувство любви, способность принять на себя чужую боль, сочувствовать чужой боли. Наташа Ростова не дает матери умереть. Она возрождает Андрея Болконского к жизни. Она возрождает и Пьера (он возрождается любовью к Наташе). Наташа близка Кутузову искренностью, духом народности. Наташе присущи патриотизм, духовная мудрость, духовный подвиг (она совершает исторический поступок, когда Наташа отдает подводы под раненых). Наташа способна к духовному росту. Она искренне раскаивается в том, что обидела князя Андрея. Толстой удивительно описывает духовное возрождение Наташи на молитве. Она тяжело переживает свое падение, свое предательство.
Княжна Марья некрасива лицом, но красива душой. У нее чисто христианское отношение к отцу. Она ни разу его не осудила. Она думает, что отец, который любит ее, не может быть к ней несправедливым. Главное для нее – быть хорошей дочерью. Вся ее внутренняя работа была по достоинству оценена Николаем Ростовым.
Герои, ищущие истины, - Пьер и Андрей. Они приходят к простой, естественной жизни путем длительных исканий. Они приходят к мысли народной, к вере.
В начале Андрей не принимает христианские заповеди. Им движет жажда славы. Он все бы отдал за момент славы, даже жизнь своих близких. Марья видит в нем презрение к людям и вере.
Впервые перелом в душе Андрея происходит во время Шенграбенского сражения. Это первый удар по его идеалу.
Второй удар – Аустерлицкое сражение. Все мечты кажутся ему ничтожными. Наполеон, его кумир, становится пустым актером. Самое главное теперь для него – жизнь и смерть. Андрей вспомнил слова сестры, которая хотела приобщить его к Богу.
От одной неправды Андрей приходит к другой. Он замыкается в себе, видит тщетность всего.
Старый дуб – символ его законченной жизни. Наташа заразила его настроением жизнелюбия. Андрей воспрянул духом. Дуб распустился. Он символизирует новую жизнь Андрея, в котором просыпается тяга к жизни. Любовь к Наташе возрождает Андрея.
После увлечения Наташи Анатолем Андрей получает страшный удар. В нем просыпается гордыня. Он бросается от любви к ненависти к Анатолю Курагину. Все обесценивается для Андрея. Его душу спасает война 1812 г. Народное горе отодвигает на задний план личное горе Андрея. В полку им гордились, его любили. Чувство патриотизма Андрей мыслит, как Кутузов, как сам Толстой. Возвышение к мысли народной помогает ему преодолеть собственный эгоизм. Когда он ранен, и Наташа ухаживает за ним, Андрей понимает, что такое христианская любовь: любовь ко всем людям, к врагам. Перед смертью Андрей поднимается на духовную высоту.
Пьер – идеологический и композиционный центр романа. К нему стягиваются все сюжетные линии. Мы видим все стадии его постепенного духовного роста.
В начале романа он живет безалаберно и пусто, суетными стремлениями. Он пассивен и безволен. За одной фальшью (женитьбой на Элен) следует другая фальшь (дуэль с Долоховым и потому полное разочарование во всем, в жизни). Он попадает в новую ловушку – к масонам. Пьер быстро разочаровывается в масонах, потому что духовное для них закрыто. Он прячется в свой внутренний мир. Обломовская философия завладевает им. Любовь к Наташе спасает его. Он открывается людям. Он идет на войну, чтобы спасти человечество от Антихриста Наполеона. Война преображает Пьера. Перед ним открывается правда жизни – жить для других. Платон Каратаев говорит Пьеру, что жить надо божьим судом. Платон Каратаев высказывает, таким образом, главную мысль эпопеи. Платон Каратаев заражает Пьера своей верой. Пьер понимает, что все в жизни взаимосвязано, мир един, и он управляется Творцом. Душевный покой приходит к нему в плену. Он принимает народную правду: любовь к Богу и самоотверженное служение людям.
«Война и мир» заканчивается открытым финалом. Пьер участвует в декабристских кружках. Он не удерживается на духовной высоте. Идет новый виток его развития.

КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |