шпаргалка

Развитие украинской культуры в 16 - п.п. 17 века.

[ Назад ]

       РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

а) растет число начальных школ, как  церковных   (православных,  униатских, -католических, протестантских), обучавших старославянскому  языку, арифметике, молитвам, пению и т. п., так и светских школ (сла­вяно-греко-латинских), где дополнительно изучались  латинский   язык  (основной язык в западных университетах), диалектика, астрология, гео­ метрия, астрономия и др. Первой, наиболее известной такой школой была  Острожская школа,  основанная князем Острожским 

б) братские школы  открылись вначале при .Львовском (1585 г.), а  затем при. Киевском, Луцком, Каменец-Подольском и др. братствах, от­личаясь от остальных школ: от педагогов требовали любви и одинаково­ го отношения ко всем детям, независимо от происхождения; воспитыва­ли патриотизм, уважение к родному языку и культуре, к  православию;  учебная программа была сходной с славяно-греко-латинской школой.   

в) высшее образование —первой  высшей школой  стала Киево-Могилянская коллегия, созданная в 1632 г. на основе  объединения  Киев­ской братской школы  (1615 г.) и Лаврской школы (1631 г.).  Состояла из 3классов: 1-го подготовительного, 3 младших, 3 выс­ших. Учебная  программа: славяно-греко-латинской школы;    дополни­тельно преподавались философия, география, истерия и др. предметы.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ  ТВОРЧЕСТВО

  Песни, предания, легенды, сказки, сатирические частушки  и  отражали важнейшие события в жизни украинского народа:   —   героико-патриотическая тематика — о борьбе  с татарскими  и  турецкими набегами, воспевали любовь к Родине, храбрость защитников,  клеймили предателей;   —   о борьбе против феодального гнета и мечтах о вольной казацкой  жизни, где главным персонажем становится, как  правило,  казак-герой «Дума об Алексее Поповиче» 

   —   общечеловеческие ценности — о любви парня  и девушки,  пре­дательстве, долге, верности и других проявлениях человеческих взаимо­отношений 

 БЫТ И ОБЫЧАИ  УКРАИНСКОГО НАРОДА  .

  Жилье  —  у феодалов —  каменные и кирпичные  постройки в виде замков с башнями, укреплениями, узкими окнами; у крестьян — дере­вянные  жилища  двух типов: срубный (четырехугольный сруб состоял из горизонтально положенных друг на друга  бревен, затем  доделывались крыша,  двери, окна; распространен на большей части Украины) и каркасный (между  столбами вбивались колья с внутренней и внешней сто­роны, заплетались прутья, замазывались глиной и соломой; высохшую стену белили; встречалась на юге Волыни). При входе в дом стояла печь —  противоположный  по диагонали угол был  «красным»,  для   гостей. Комнат было мало и делались они большими. Жили большими  семьями из нескольких поколений (как правило 2—3  семей  в комнате). На дворе— хозяйственные постройки (сараи, амбары, хлев для скота), рядом — ого­род. Одежда —   из льняного или конопляного полотна, обычно дома ши­ли для мужчин  рубахи с вышивкой (у панов —   вышивка из шелка, се­ребра, золота) без воротников, широкие шаровары, широкий (около 15 см) пояс из полотняной ткани, как правило красного цвета. У женщин — со­рочка, длинная широкая юбка, фартук, сарафан, бусы' (из камня, стекла, монет, бисера), в ушах — серьги или колокольчики. Зимой —  длинные до пят овчинные кожухи или бурки. Феодалы шили  шубы  из дорогих ме­хов.  

        ТЕАТР

  —  Школьный  театр —  при Острожской  школе, Львовской братской школе —   ученики на рождественские, пасхальные и др. праздники и при встречах именитых гостей читали стихи собственного сочинения и привет­ствия, играли небольшие пьесы в форме диалога на учебные и религиоз­ные темы.  Народно-площадный  театр —  на ярмарках, праздниках  и  др. при больших скоплениях людей  игрались комедии, иногда драмы для раз­влечения  зрителей.

 В конце XVI ст. под руководством патриарха Александрии М. Пигаса была  проведена реформа церковного пения, которая противопоставила ка­толическому богослужению с органной музыкой и полифоническим пением многоголосое пение по нотам.  

В портретной живописи духовенство отошло от старых византийских канонов, взяв на вооружение  достижения искусства Ренессанса и даже пытаясь превзойти его силой эмоционального влияния.

  Произошло  перемещение центра политической и  культурной жизни в Киев, т. к.;

 —  Киев  был столицей Киевской Руси; важный  ремесленный, торговый  и культурный   центр;  

—   находился на юго-восточной окраине Речи Посполитой, что за­трудняло последней вмешиваться в ее дела, а с другой стороны, всего в нескольких сотнях верст от Киева базировалось Запорожское казачество;  

—  с 1620  г. Киев — снова религиозный центр православия на Ук­раине.

КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |