№ 27 ПРИСЫРД.Г. И АРХИТЕКТУРА
Присырдарьинские города — группа городов в Южном Казахстане и Мавераннахре, находившиеся вдоль реки Сырдарья — в её среднем течении. Стратегическая важность этих городов заключалась в том, что, находясь на Великом Шелковом Пути, они были крупными культурными и торговыми центрами.
Сыгнак
был политическим и торговым центром Ак Орды, с 1580-х — столица Казахского ханства. У стен Сыгнака в 1510 казахи нанесли поражение Мухаммаду Шайбаниду.
В XV—XVIII веках город оставался торговым центром. Сыгнак существовал до XVIII века. Современное расположение города называется Сунак ата.
Сауран
располагался в 30-ти км северо-западнее Туркестана. Был важным торговым центром в районе Сырдарьи, но более всего известен как неприступная крепость. Арабский историк аль-Макдиси писал: «Сауран — большой город, окружённый 7 стенами, есть рабад, мечеть». В сердине XIII века город был столицей Ак Орды. Эмир Тимур превратил город в военную крепость. В XVI веке Сауран был большим городом, окружённым высокими стенами с башнями, но через некоторое время он значительно ослаб и в начале XIX века перестал существовать.
Ашнас
основан огузскими племенами.Находился к югу от соврем.г.Кызылорды в 25км от левого берега р.Сырдарьи
Сайрам
В раннем средневековье и до XIIIв. Сайрам был известен под названием Исфиджаб.
Распологался на караванном пути между соврем.г.Тараз и Шымкент.
Карнак
сущ. в 9-17 вв. развалины г. находятся в 25км к с-з от Туркестана.В средние века был известен как круп.центр медеплав.чугунолитейного промысла и произ-ва пороха.
Туркестан(Йасы)
развалины г. находятся в 225км к с-з от г.Шымкент,на правом берегу р.Сырдарья.После воздвижения в г. знаменитого мавзолея А.Йассауи,постр.по приказу э.Тимура,Туркестан превратился в религиозно-культурный центр тюрков.
Тараз,Отрар
Архитектура Казахстана
Едва ли не самыми замечательными из памятников строительного мастерства и архитектуры средневекового Казахстана являются культовые здания. Среди сохранившихся до нашего времени строений особый интерес вызывают мавзолеи и мазары (жилища мертвых). Широкую известность приобрели мавзолеи Бабаджи-хатун и Айша-биби, построенные соответственно в Х-ХI и ХI-ХII веках; мавзолеи Жошы-хана и Алаша-хана (близ Жезказгана), относящиеся к ХIII веку; Жубан-ана, Каип-ата, Маулим-берды в долинах рек Сарысу и Кенгир; мавзолей Кара-хана в Таразе и др. Многие из них и сегодня восхищают оригинальностью архитектурной композиции, декоративным убранством и высоким строительным искусством. С большим совершенством применялись в этих зданиях фигурная кладка кирпича и новые виды строительного материала: ганч, алебастр, терракотовые и изразцовые плиты. В 18 км от города Тараза высятся на холме два уникальных памятника. Один из них, мавзолей Бабаджи-хатун выделяется простотой и монументальностью архитектурной композиции. Его почти кубическое здание увенчано граненым барабаном и ныне разрушенным шестнадцатиреберным коническим куполом; плоскости стен фасадов оформлены нишами и розетками, выполненными фигурной кладкой, а парапет главного фасада мавзолея сохранил остатки надписи на арабском языке: Эта гробница, называемая Абаджи-хатун. Строитель ее Устойчивость объемной композиции мавзолея и возведение его на каменном фундаменте с отмосткой из плитняка способствовали хорошей сохранности памятника. Жемчужиной архитектурно-строительного и декоративного искусства можно назвать расположенный рядом мавзолей Айша-биби, и прежде всего потому, что в нем проявились удивительная гармония и единство архитектурных мотивов, конструкции здания и орнаментального декора. Мавзолею Айша-биби посвящено большое количество научных и научно-популярных работ.