№ 26 РЕЛИГИОЗ,ВЕРОВАНИЯ
В период раннего средневековья тюркоязычные племена Казахстана были язычниками. У них существовал:
Культ Неба (Тенгри) — каганы правили по воле неба и именовались «Небоподобными и на небе рожденными». Также по воле неба тюрки одерживали победы и терпели поражения.
Культ Земли-Воды (Иер-су); Культ огня; Умай — женское божество, покровительница очага и детей; Культ священных гор — Хантийские горы.
Умерших тюрки хоронили по древнему шаманскому ритуалу.
Наряду с собственными верованиями среди населения Казахстана получили распространение такие мировые религиозные системы, как буддизм, христианство, зороастризм, манихейство, ислам. Эти религиозные идеи распространялись по Великому Шелковому пути.
Буддизм — проник в Южный Казахстан и Семиречье с середины I в. до н. э. В распространении буддизма важная роль принадлежала племенам согдийцев и канглов (I-III вв. н. э.). С IV в. тюркская аристократия и часть городского населения проповедовали буддизм. Памятниками буддизма в Южном Казахстане и Семиречье являются:
два буддийских храма в городах Чуйской долины Ак-бешиме и Суябе (VII-VIII вв); подземный монастырь недалеко от Испиджаба (VI-VIII вв.); бронзовые и серебряные статуэтки Будды, бронзовые бляшки и пластины с сюжетами буддийской иконографии.
Христианство — в VII-VIII вв. в городах Южного Казахстана и Семиречья широко распространилось христианство несторианского толка, пришедшее из Средней Азии, где основным центром его был город Мерв. При патриархе Тимофее (780–819 гг.) христианство принято карлукским жабгу. На рубеже IX-X вв. была образована карлукская митрополия. В Таразе и Мерке действовали христианские церкви. В XII в. была утверждена митрополия Кашгара и Навакета. Путешественник Виллем Рубрук сообщает о христианской церкви в Коялыке.
Манихейство — возникло в III в. н. э. в Иране, оно представляло собой синтез христианства (взяло идею мессианства) и зороастризма (идею борьбы добра и зла). В манихейском сочинении VIII в. «Священная книга двух основ» упоминается «золотой город Аргу-Талас» (Тараз). Ведущую роль в распространении манихейства играли согдийцы. Манихейские обители найдены в городах Семиречья — Баласагуне и Шигил-балыке. В Таразе найден бронзовый медальон с женским изображением с луной (полумесяцем), которая является символом манихейского божества.
Зороастризм — возник в VII-VI вв. до н. э. в Иране. Для зороастризма характерно почитание четырех стихий: Вселенной — воды, огня, земли, воздуха. Зороастризм внесен в южные города Казахстана в VI-VII вв. согдийцами. Башни огня зороастризма сохранились в городищах Костобе и Красная речка. В домах Отрара обнаружены очаги-алтари, вмазанные в пол.
Ислам — в VIII-IX вв. шел процесс исламизации Южного Казахстана. В 840 г. Нух ибн Асад подчинил себе Испиджаб, в 859 г. его брат Ахмед ибн Асад совершил поход на Шаугар. К концу VIII в. карлуки приняли ислам. В 960 г. при Муса хане караханиды первыми объявили ислам государственной религией. Христианские церкви в Таразе и Мерке превратились в мечети. Аль Макдиси сообщает о соборной мечети в Кедере. К IX-XI вв. относится постройка мечети в Баласагуне. Со второй половины IX-X вв. распространяется совершение мусульманских погребальных обрядов — умерших клали в грунтовых ямах, склепах из сырцового кирпича головой на северо-запад, лицом на юг. Ранние мусульманские некрополи были открыты в Отрарском оазисе (IX-X вв.). В XI-XII вв. группа мусульманских мавзолеев открыта в Буранинском городище.