шпаргалка

№ 25 духовная культура,наука государств

[ Назад ]


ДУХОВ. К-РА



К духовной культуре мыотносим продукты деятельности человека в сфере сознания. Это в первуюочередь язык, письменность, устное творчество и литература, наука и искусство,религия.



Язык и письменность



В серединепервого тысячелетия нашей эры на всей территории Казахстана господствовалиязыки тюркской группы.

К XII в. основным языком на всей территорииКазахстана становится кыпчакский, кроме части Жетысу, где продолжают сохранятьсякарлыкский и монголо-киданский языки. К этому времени огузские языки началираспространяться в Малой Азии и Закавказье, где на их базе позже возниклитурецкий и азербайджанский языки.



Развитие письменности



В серединепервого тысячелетия нашей эры тюрко-язычные народы уже пользовалисьсобственной системой письма, названного руническойписьменностью.



Первыесведения о рунических надписях появляются в России в конце XVIII в. Русские изарубежные ученые скопировали и опубликовали некоторые образцы древнетюркскихрунических надписей. В 1889 г. Н. Ядринцев на берегу реки Кокшин-Орхон (в 400км западнее Улан-Батора) обнаружил два больших рунических памятника в честьКюль-Тегина и Билге Кагана.

Согласно последнимисследованиям, руническая письменность зародилась еще до нашей эры, возможно, всакское время. В III-V в. н.э. существовало два варианта рунического письма -гуннское и восточное, бытовавшие на территории Жетысу и Монголии. В VI - VII вв.на базе последнего развивается древнетюркская письменность, названная орхоно-енисейской. Гуннское руническоеписьмо послужило основой для развития булгарского и хазарского письма, а такжеписьменности кангаров и кыпчаков.



Основным материалом дляписьма у тюркоязычных народов были деревянныедощечки.

Доисламская литература



. В VI - VIII вв. среди тюркоязычных племен Казахстанасуществовала устно-поэтическая традиция, восходящая к еще более ранней эпохе.Китайские летописи сохранили легенды и народные исторические предания, сюжетыкоторых отражают древнейшие тотемистические представления племен и ихгеографическое расселение. Широко известны поэтизация легендарных мест, историческиепредания о священной земле «Отукен», неоднократно упоминаемой в орхонскихпамятниках .

Представляет интерес поэтическая легенда о сказочнойгорной долине Ергене-Конг. Долина рисуется местом мирного обитания племен,недоступным для врага. Она окружена со всех сторон неприступными горами, ижизнь обитателей долины безопасна. Эта легенда отражала мечту народа о мирнойжизни.

Махмуд Кашгари ссылается на акынов и сказителей,оказавших большое влияние на развитие устной поэзии того времени. В их числе онупоминает имя древнего сказителя Чоже.

Непосредственно натерритории Казахстана сложились наиболее известные древнейшие эпосы на тюркскихязыках - «Коркыт Ата» и «Огыз-наме».

Эпос «Коркыт Ата» возник в кыпчако-огузской средебассейна Сырдарьи в VIII - X вв. и распространялсяизустно. Только в XIV-XVI вв. он был записан в виде прозаического произведения«Книга деда Коркута» азербайджанскими и турецкими писателями. Именно благодаряэтому нам известен огузский вариант эпоса.

Эпос состоит из 12 поэм ирассказов о героических похождениях огузских богатырей и героев. Событияпроисходят на Сырдарье, в Средней Азии, на Кавказе и в степях Сарыарки. СамКоркут, от имени которого ведется повествование, был реальной личностью, бекомогузо-кыпчакского племени Кият. Казахи считают его основоположникоммузыкальных произведений для кобыза, эпического жанра и искусства врачевания.

Эпос«Огыз-нама» впервые был записан в XIII в. Рашид ад Дином.

Литература исламского периода



Письменная литература в период распространенияислама развивалась преимущественно в городах. Значительное место в культурнойжизни городского населения занимали произведения дервишских поэтов,проповедников культа ислама. Среди этих писателей наиболее крупным был Ходжа Ахмет Яссави,Тимуром в конце XIV-начале XV вв. вТуркестане. Он написал сборник стихов «Дивани Хикмет» (Книга опремудрости). проповедник ислама XI - XII вв.С его именем связана мечеть, построенная



Яссави родился в Испиджабе(Сайрам) в конце XI вв., большую часть жизни провел в г. Яссы (Туркестан). ВИспиджабе Ахмет учился у имама Арстан-баба, продолжил обучение в Бухаре у шейхаЮсуфа Ха-мадани, известного проповедника суфизма в Средней Азии. После смертиучителя Ахмет занял его место, затем переехал в Яссы. Умер Яссави в 1167 г.«Дивани Хикмет» - сборник стихов прежде всего религиозно-мистическогосодержания. Яссави прекрасным поэтическим языком выражает свое неприятие зла,жадности, жестокости. Он, следуя учению суфизма, выступает противсвященнослужителей, стремящихся к наживе, личному благополучию. Путь к истине,по Ахмету, путь к богу. Книга проповедует аскетизм и смирение.



РАЗВИТИЕ НАУКИ



Кроме литературы и устного творчества, в городах Казахстана широкое распространениеполучают научные знания



Аль-Фараби. Абу Насыр ибн Мухамед Тархан ибн Узлаг Аль-Фарабиродился в 870 г. в г. Отраре в семьевоеначальника, выходца из кыпчакской среды.



Аль-Фараби был ученым-энциклопедистом, внесшим значительныйвклад почти во все отрасли научных знаний. Все науки он подразделял на теоретическиепрактические (этика,политика). Его перу принадлежит множество трактатов по философии, логике,математике, медицине, астрономии, социологии, юриспруденции, физике, теориимузыки. Продолжив и развив учение Аристотеля, Аль-Фараби при жизни удостоилсяпочетного звания «Второй учитель» (послесамого Аристотеля). Именно на работах Аль-Фараби формировалась арабскаясредневековая наука. (логика, естествознание,математика) и



Ал-Кашгари . Махмуд-ибн ал-Хусаин ибн Мухаммед Ал-Кашгари,автор «Диуани лугат-ат-тюрк» (Словарьтюркских языков). Махмуд родился на берегу Иссык-Куля, в городе Барсхане,большую часть жизни провел в Кашгаре. Здесь в 1072-1074 гг. он и написал свойтруд. Записывал живую речь карлыков, кангаров, огузов, кыпчаков, кыргызов, ихпесни, поговорки, легенды и обычаи. «Диуани лугат-ат-тюрк» - своеобразнаяэнцик­лопедия жизни тюркских народов, единственный источник, из которого можнопочерпнуть сведения о культуре, хозяйстве тюрок, об этнонимах, топонимах,народном календаре, географической терминологии и многом другом.

Религиозные представления



Тенгрианство . Многими средневековыми исовременным авторами отмечено существование у тюркоязычных народов своеобразноймонотеистической религии - тенгрианства



Тюрки различали видимое небо «Кок» и Небо - бога «Тенгри». Тенгри являлся верховнымвсемогущим, всевидящим божеством, устроителем и творцом мира, некоейабстрактной силой, управляющей миром. Следующим по значению было женскоебожество Умай -покровительницадомашнего очага и детей. Кроме того. Умай входила в триаду высших божествтюрок и покровительствовала всем их делам. Важное значение в верованиях всехтюркоязычных племен раннего средневековья имел культ священных гор (ыдык баш), бытовавший в Южной Сибири еще в прошломвеке.. Древние тюрки особо почитали «Священную Отюкенскую чернь» (Хантайскиегоры), дух которых считался покровителем каганского рода. Там находилась«пещера предков», где по тюркским сказаниям, волчица родила предков тюрок. Разв год здесь проводилось жертвоприношение.

По представлениям тюрок, землю и воду, леса и горынаселяло множество духов, которых время от времени необходимо былоумилостивить жертвами. Подземным царством, куда переселялись, по поверьям, душиумерших, управлял бог смерти и владыка подземного мира Эрлик.

Умерших тюрки хоронили подревнему тенгрианскому ритуалу. В источниках сохранились описания похорон:покойника помещали на возвышение в юрте. Рядом с юртой содержали принесенныхв жертву овец и лошадей. Семь раз объезжая юрту по кругу, родичи каждый разперед входом царапали лицо, оплакивая покойного. В назначенный день сжигалилошадей, одежду и вещи покойного вместе с трупом умершего. Собранный пепелхоронили в подходящее время: если умирал весной или летом, ждали, покапожелтеет трава и листья на деревьях, если же умирал осенью или зимой,дожидались наступления лета. Затем в вырытую могилу хоронили пепел. Послепохорон накладывали камни и ставили на них памятный столб. Количество камнейзависело от количества людей, которых убил при жизни покойник. Затемразвешивали на столб головы принесенных в жертву животных. Со временемпогребальный обряд изменился, и умерших стали хоронить в ямах и насыпатькурганы из земли или камня.



Распространениеразличных религиозных систем среди населения Казахстана. Наряду с собственнымиверованиями в VI - IX вв. среди тюркоязычногонаселения Центральной Азии и Восточного Туркестана получили распространениерелигиозные системы, созданные другими цивилизациями - буддизм, манихейство, христианство.



В конце IX-начале Х вв. началась исламизациятюркоязычных этносов Казахстана.

КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |