Ф. древнего Востока.
древнеиндийская, древнекитайская цивилизации и древняя цивилизация Среднего
Востока. ФДВ развилась из мифологических сюжетов этих цивилизаций.
Причины возникновения: 1.социально-экономическая (переход от меди к железу)
2.товарно-ден. отнош. 3.ослабление родо-племенных связей 4.первое гос-во 5.
духовная жизнь.
В Индии процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой брожения умов".
Ф. возникает в Индии как критика брахманизма. Основные ф-ие школы: аджика
(адживика) (фатально-натуралистическое учение), джайнизм (познание мира),
буддизм (попытка осознать духовное и телесное). Индийская Ф. систематически
излагалась в сутрах Веды - первые священные книги древней Индии, результатом
дальнейшей разработки канонов учения стали Брахманы (I тыс. до н.э. ритуальные
тексты), араньяки ("лесные книги для отшельников" середина I тыс. до н.э.),
упанишады ("знания полученные у ног учителя" до II тыс. до н.э.). Для
древнеиндийской школы хар-ны:1.внимание к вопросам поиска сущности чел. и
окружающего мира 2.признание тождества между микро- и макрокосмосом 3.признание
существование 4-х уровней бытия: телесный, уровень сост. из жизненного я,
уровень состоящий из сознания, сост. обобщающее в себе все три уровня - "атман"
В Китай процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой борющихся царств".
Первые ф-ы бродяги критиковали мифологию. Ф-ы крутые Конфуций и Лао-дзы. Для
древнего Китая хар-на опора на священные книги - "пятикнижие". Аскеты, бродячие
мудрецы - первые критики мифологиии, подготовили эпоху борющихся царств. Уже в
наиболее ранней из книг упоминается два принципа янь и инь олицитворяют два
взаимодополняющих начала (муж. и жен.). Позже включена категории ци -
нематериальная субстанция, что пронизывает весь космос. Расцвет приходится на
время существования 6 классических школ.
Буддизм - зародился в Индии в VI-V вв. до н.э., видит освобождение от страданий
на пути нравственого совершенствования, удаления от мира и достижения путем
особых духовных медитаций и физических упражнений состояния нирваны. В первых
веках нашей эры буддийская религия терпевает поражение.
Древне-Индийская фил., ее черты и особенности.
Зарождение индийской фил относится к 10-9 веку д.н.э. В индии формирование
фил пролегало через аппозицию брахманизму религия в древней индии в период
становления рабовладения. Она сохранила ведический ритуал.
Веды - древнеиндийские памятники религ. Состоят из нескольких книг.
Оправдывают сущ. в древней инд. касты: жрецы (брахманы), шатры (высшая
аристократия), вайшьи (землевлад, ремесленники, торговцы ), мудры (низшая
бесправная каста).
Все фил сис-мы в древней индии разделяют на Ортодоксальные и неортодок-
сальные
1-е - Признают авторитет вед (веданта, йога, вайшешика, ньяя, миманса,
санкхья)
2-е -не признают авторитет вед (Джайнизм, Буддизм, Чарвака)
Общие черты инд. фил сис-м
1) Фил рассотр, как руководство к жизни
2) Начальной стадией фил учений выступ пессимизм.
3) Во всех сис-мах кроме чарвака господствует вера в вечный нравствен-
ный закон в карму (все что происходит с человеком результат его соб-
ственных деяний. Карма влечет за собой сенсору (цель перерождения).
Причина зависимости от кармы - незнание, неведение.)
4) Важнейшая задача ч-ка самоконтроль над своим собственным Я.
5) Цель ч-ка нирвана (блаженство, мания, счастье)
Джанизм возникает в 6 в.д.н.э. это этическое учение указывает путь освобожде-
ния души, источник мудрости не бог, а святые, достигшие святости своим
поведением.
Буддизм возникает в 6-5 в д.н.э Основатель Будда. благородные истины
открытые Буддой:
1) жизнь есть страдание;
2) причины страданий - наши желания;
3) чтоб избавиться от страданий надо избавиться от желаний;
Чарвака возникает в середине 1 т. д.н.э. Это материальное учение. Весь мир
состоит из первоэлементов. (воды, земли, воздуха и огня).
Миманса и веданта опираются на тексты вед. Остальные сис-мы строятся на
своей собственной основе, хотя и признают авторитет вед.