Сознание и познание
Фил. пытается обобщить все имеющиеся знания о сознании. Дает целостное представление о нем.
Попытка решения проблемы сознания в истории фил. сопровождалась противопоставлением
материализма идеализму, метафизики диалектике, естествознании религии. 1-ая попытка решить
проблему сознания проявл. в анимизме (вера в душу). Идеи о бессмертии души стали основой
идеалистических воззрений. 2-ая - гелозоизм приписывает психологические процессы всем телам
природы. 3-я многие философы и особенно естество испытатели, враги отождествляли психиче-
ское с его физиологической основой. Идеалистическое направление в фил поставило проблему
активности сознания, но сознание выделялось из матер. мира и понималось как самостоятельная
созидательная сущность (сознание творит мир).
Материалисты до Маркса недооценивали активную роль в сознании.
Дуализм объясняет материю и сознание как самостоятельные сущности, независимые друг от друга.
Сегодня материалистическая диалектика опирается на все предыдущие достижения философии и
считает, что сознание отражает мир, но твори его. Не допустимо, как отождествлять материю и
сознание, так и противопоставлять их. Они находятся в сложном взаимодействии и диалектическом
единстве. Основой такого взаимодействия явл. материя.
Сознание можно рассмотреть в четырех аспектах:
1) сознание, как продукт общественно исторического развития (истор. аспект)
2) сознание как функциональное св-во мозга.(антологический аспект)
3) сознание, как идеальное отображение действительности (гносиологический)
4) знание как регулятор деятельности ч-ка. (праксиологический аспект)
Все эти аспекты анализа сознания рассматривают отношения материи и сознания. М/у сознанием и
материей сущ. различия и единства. Различие:
1) сознание - не материя, одно из его св-в, кот. возникает на опр. ступени развития.
2) образы внешних объектов, которые составляют содержание сознания отличаются от
самих объектов, как их идеальные копии.
Единства:
1) сознание и мозг тесно связаны как свойства и субстрат, которому св-ва принадлежит.
2) идеальные образы сходны с вызывающими их объектами. Абсолютное противопоставле-
ние материи и сознании возможно только в рамках основного вопроса фил., когда речь
идет о мировоззренческой ориентации в понимании сознания. В др. случаях противопос-
тавление теряет смысл:
1) Сознание - несамостоятельная субстанция, а атрибут материи
2) Сознание включено во всеобщее взаимодействие, что исключает всякое пер-
вичное или вторичное.
3) Вторичность сознания имеет генетическую обусловленность.
Эмnиpичеckий и теоpетичеckий ypовни nознaния: методы и формы.
В науке различают эмпирический и теоритический уровни познания. Для
эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность.Теоритическое
познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких
порядков.Оба эти уровня связанны, предполагают друг друга, хотя исторически
эмпирическое предсшествовало теоретическому.Наблюдение и эксперимент важнейшие
методы эмпирического познания. Наблюдение - преднамеренное, целенаправленное
восприятие, имеющее целью выявление существеных свойств и отношений объектов
познания. Иследование требует также и эсперимента, ставящего объект в
определенные заданные условия, отвечающие целям иследованний. Вппроцессе
научного познания применеятся так называемый мысленный экспериментю, когда
ученный в уме оперирует определенными образами и понятиями, мысленно создает
нужные условия. Эксперимент двусторонен: с одной стороны он позволяет проверить
и подтвердить гипотезу, с другой стороны он дает данные для новых
гипотез. Теория - это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система
научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства,
закономерности, и.т.д. Теория - развивающаяся система верных, проверенных
практикой научных знаний. Сердцевину научной теории составляют входящие в нее
законы. Многообразию форм современного теоритического знания соответсвует и
многообразие типов теорий, а также многообразие их классификаций. Различают
описательные, математизированные, интерпретационные, дедуктивные.
37. Проблемы cмерти и беccмертия в филоcофии.
Смерть-естественный конец всего живого. Жизнь-форма существования материи,
возникающая при определенных условиях в момент ее образования. От всех других
живых существ человек отличается более всего тем, что на протяжении всей своей
индивидуальной жизни он никогда не достигает "целей" жизни родовой,
исторической; в этом смысле он постоянно не реализуемое адекватное существо.
Человек не удовлетворяется ситуацией. И эта неудовлетворенность содержит в себе
причины творческой деятельности, не заключенные в непосредственных ее мотивах.
Поэтому призвание, задача каждого человека - всесторонне развивать все свои
способности и по мере возможностей вносить свой личный вклад в историю, в
прогресс общества, его культуры. В этом и заключается смысл жизни отдельной
личности, который она реализует через общество, но таков же и смысл жизни
общества и человечества в целом.
(???)
Буддизм: человек живет для того, чтобы прервать цепь перерождений и никогда
больше не возрождаться.
Христианство&Ислам: человек живет для того, чтобы потом воскреснуть.