ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ X - XVII вв.
Наверное, один из основных моментов, отличающих русскую религиозно-философскую мысль X - XVII вв. от западноевропейской, заключался в иной постановке исходных философских и вообще мировоззренческих вопросов. Еще на заре рождения философии как науки, в VI в. до н.э. древнегреческий философ Фалес Милетский сформулировал вопрос, оставшийся до сих пор главным для западноевропейской философской мысли - "Что есть вс??"
Для России 19в. и начало 20 - это век классики и в фил. и в литературе. Русская фил. этого времени
- это фил. предупреждения, кот. не услышали. У истоков русской фил. 19 века стоит Чаадаев.
Чаадаев написал серию фил. писем. После публикации 1-ого письма, он был объявлен су-
масшедшим, редактор сослан в Сибирь. Это был открытый протест против самодержавия и кре-
постничества. Ч. рассматривает каким путем должна идти Россия: путем Запада или своим путем.
Идеи Ч. развивали и западники и славянофилы. - Киреевский, Самарин, братья Аксаковы. Они
обосновывали самобытный путь развития Росс. В основе прогресса должны лежать православные,
которые должны являться основой мировоззрения. Общине, которая гармонизирует личный и
общественный интерес и монархия, которая оберегает об-во от революций. Славянофилы видели и
вскрывали противоречия м/у властью и об-ам, м/у народом и дворянством. Западники - Герцен,
Гроновский, Боткин, Тургенев. Осн. идеи: Росс. С петровских времен необратима привязан к западу
и должна идти по капиталистическому пути. Западники высоко оценивают фил. Гегеля, ориентиру-
ются на развитие науки, естествознание. В 60-70гг. представителями славянофильской традиции
выступили: Аполлон-Григорьев, Достоевский, Страхов. Идеи: почва - глубины народной жизни, из
которых выводится самобытный путь Росс. Достоевский - столько же философ, сколько и писатель.
Диалектика его идей воплощается в столкновении героев его произведений. Он рассматривает
антропологические проблемы и пр-мы оправдания бога. Человек - это противоречие темных и
светлых сторон, сознательного и бессознательного. Ч-к иногда не умеет исп дарованную ему
свободу и тогда в ч-ке торжествуют темные силы. Часто к истине ч-к приходит ч-з страдания,
преступления и наказания. Ч-к не может прожить без бога. Потеря веры в бога иногда превращ-ся в
человека-божество. Достоевский большую роль отдавал христианству. Он ценил красоту, но считал,
что красоту надо защищать. Достоевский делит ист-ю человечества на 3 части: патриархальность,
цивилизация, христианство. Соц-зм Достоевский оценивал лишь как путь внешнего устроения
человечества. Главное же - нравственное самоусовершенствование.
Толстой (1828-1910) пережил духовный кризис и пришел к религиозному пониманию жизни. Он
отлучен от церкви, т.к. он отвергает церковное истолкование истин Иисуса. Идеи Толстого -
панморализм (чистая тирания морали), в личности должно подавляться все, а главенствовать только
моральное сознание. Идеи панморализма Толстой проводит в воспитании и в семейной жизни. (Т)
противопоставлял добро и красоту. Искусство, особенно музыка, обладает роковой силой,
несовместимой с добротой. (Т) раскрывает основную проблему современности, проблему всей
культуры.
Специфика и основные направления русской философии.
[ Назад ] [ Добавить в Мои Вопросы ]
Философская мысль в России начинает зарождаться в XI веке под влиянием христианизации, в работах Киевского митрополита Иллариона (?Слово о законе и благодати?). Развитие русская философия получила при Василии III в учении игумена Елиазароского монастыря Филофея (о ?Москве как о третьем Риме?). Далее в XVI-XVIII образовались две противоборствующие тенденции:
1. Внимание опирается на самобытность русской мысли, связанная с неповторимым своеобразием русской духовной жизни;
2. Выражает стремление вписать Россию в процесс развития европейской культуры. Так как Россия стала развиваться позже западных стран, то она должна учиться у Запада.
Наибольшие развитие эти тенденции получили в 40-60-х годах XIX века:
1. Славянофилы. А.С. Хомяков (1804-1860), И.В. Киреевский (1806-1856) , К.С. Аксаков (1817-1860), Ю.Ф. Самарин (1819-1876).
2. Западники. В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, А.И. Герцен.
Славянофилы опирались на ?самобытников?, на православно-русское направление в общественной мысли России. В основе их учения лежит мнение о мессианской роли русского народа, самобытности и, даже, исключительности. Решение проблемы сочетания свободы и необходимости, индивидуального и церковного начала служит у славянофилов ключевым понятием в разработке понятия соборности ? не только внешнее, видимое, соединение людей в одном месте, но и соединение их духовной общности. Стержнем соборного сознания является Никео ? цареградский символ веры, лежащий в основе учения русской православной церкви.
Россия, считали славянофилы, опираясь на православную духовную основу, идет своим особым путем, который должен привести ее к мировому лидерству. Православие породило специфическую социальную организацию ? сельскую общину, которая сочетает в себе два начала: хозяйственное и нравственное. Славянофилы выступали против крепостного права. Они требовали перенести принцип общины и в города, промышленность. Цель ? ?просветление народного общинно начала церковнообщинным?. Лучшая форма правления ? монархия, однако Россия погрязла в ?мерзкой административности?.
В.С. Соловьев (1883-1900) выражал в русской философии интеллектуалистскую тенденцию. Он стремился поставить разум на службу вере. Дать возможность религии опереться на интеллектуальное начало, соединив ее с естествознанием. Эта идея позаимствована у неоплатоников, откуда в учении Соловьева появилось понятие ?мировой души? и мира идей. От атомистов он взял идею об атомном строении мира. В гносеологии Соловьев реализовал принцип всеединства через концепцию цельного знания, предпосылкой которого является вера в Бога.
Интеллектуализму Соловьева в русской философии противостояла антиинтеллектуальная тенденция, Л. Шестов (1866-1938). Здесь имеет место учение о несовместимости веры и разума. С мнением Шестова о коренной ущербности рационального познания и существования особой, внелогической способности постижения человеческого бытия был солидарен С. Н. Булгаков (1871-1944), утверждавший. Что логическое мышление соответствует греховному человеку, оно есть болезнь.
Невозможность познать природу Бога, существование божественной тайны ? главный принцип христианского иррационализма