шпаргалка

Лейбниц «Монадология».

[ Назад ]

Лейбниц очень много внес в разработку этих проблем. св уч-е назвал монадологией. Понятие монады - ключевое. Кроме монад, ничего нет, каждая монада - субстанциальная единица. Картина мира плюралистическая, в отличие от Спинозы.
Главные х-ристики монад.
1) Монада х-ризуется двумя взаимоисключающими х-ристиками, она абсолютно проста и бесконечно сложна. Интересен сам выбор этих понятий - простота и сложность. Лейбниц усилил это противоречие простоты и сложности, говоря, что простота абсолютна, а сложность бесконечна. Как возможно сочетание взаимоисключающих х-ристик в одной и той же сущности? Монада - не физический атом, не материальная точка, это - дух сущность. Пример монады - чел-ческая душа, проста в смысле неделимости, поэтому бессм-на. Душевный мир любого чел-ка бесконечно богат, поэтому монада бесконечно сложна. В мире есть т-ко дух сущности, тел-ных нет в пр-пе. Декартовская протяженность - всего лишь видимость. Материальность - эпифеномен, видимость, придание значения чего-то реально сущ-ующего.
2) Монада - самодеятельная субстанция. Mv-квадрат - х-ристика движения, потому что это выражение указывает на наличие той силы, кот меняет скорость. Если скорость постоянна, возникает инерция. Монада - центр дея-й силы, поскольку это дух сущность. Отсяда следует критика механистической картины мира. Все те свойства мира, кот воспринимаются нами как тел-ный мир и изучаются механикой, связ с сущ-ованием дух сущностей. Монады - деятельные силы, отсюда вытекают наши представления о внешнем мире. Сила не м б материальной, поэтому монада не материальна.
3) Монады индивидуальны. Каждая монада индивидуальна наст-ко, что отличается от всех других монад. Пр-п неразличимости тождества, или пр-п тождества неразличимых. Если сущ-уют нумерически два объекта, значит эти объекты в чем-то различны. Прогуливаясь по саду с дамами, он раъяснял этот пр-п. Одна из дам сказала: «Сколько листьев.» Лейбниц предложил ей найти два 1аковых. Неразличимые объекты тождественны. Каждый объект индивидуален. Отсюда несовместимость плюрализма и абсолютизации количественных параметров и необходимость качественного подхода к миру, важность аристотелевской ф-мы.
Из этого же пр-па вытекает необходимость введения пр-па постепенности всех переходов от 1 объекта к другому, т.е. з-на непрерывности. Аллюзии к дифференциальному исчислению очевидны. Поэтому же Лейбниц подчеркивал значение бессознательного в нашей дух жизни. Все изменения наших восприятий происходят непрерывно, бесконечно малыми приращениями. Следовательно, есть яв-ния, кот происходят бессознательно.
Позиция Локка: то, что не осознается, не сущ-ует для сознания. Лейбниц: изменения в дух жизни непрерывны, мы не можем их осознавать. Говорит о бессознательном.
4) Абсолютная замкнутость монады самой на себя. Каждая монада замкнута в себе так, что в ней нет окон и дверей. Нет каналов, по которым что-либо может поступать в монаду и выходить из нее. Чел-ческая душа тоже монада. Полное 1очество, аналогия с Богом в монотеистической религии. Нет возможности вступать в контакт.
5) Монада - живое зеркало вселенной. Всеобщая связь всего со всем. Мельчайшие изменения в картине универсума вызывают последствия в остальных частях. Как совместимы пр-пы 4 и 5? Лейбниц приходит к выводу, что сущ-ует предустановленная гармония. Содержание понятия монады - есть абсолютно простое единство бесконечного богатства содержания, что репрезентирует пр-п органицизма. Монада - живой организм.
«Представление» можно понимать в двух смыслах: представление чего-то, кого-то (посол представляет страну) и содержание нашей психической жизни (представляем себе стол, окно).
Представление - ф-ма дух жизни. Составляет прир и является содержанием любой монады. Монады отличаются друг от друга т-ко отчетливостью и ясностью представлений. Камень - тоже монада, но ее представления очень смутные; у растений содержание монады - менее смутные представления. Кошка - более совершенная монада по степени отчетливости представлений. Гармония предустановлена творцом монад. Есть монада монад - Бог (ф-ма ф-м - всего лишь р-мная душа), кот сотворил мир и все монады. Творение очень мудро, Бог - столь совершенная монада, что прежде чем сотворить мир, он обозрел всю бесконечную палитру возможных миров, выбрал из них единственный, наилучший, и реализовал его. Поэтому мы живем в лучшем из возможных миров. В мире ничего, кроме монад, нет. Монады обладают способностью саморазвития. Каждая монада развивается, причем по определенной программе. Бог-творец заложил в каждую монаду такую программу развития, что каждая монада развивается несмотря на замкнутость. Программы развития всех монад наст-ко согласованы, что то, что происходит на Альфа Центавра, согласуется с тем, что происходит с континентом на земле. Неприятные следствия - фатализм.

КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |