Философия Августина (произведения «Исповедь» и «О граде Божьем»).
Размышления Августина о творении мира Богом привели его к проблеме вечности и вр. Естественно возникал вопрос: что же, выходит Бог пребывал в недеянии до того, как сотворил мир? «Что же такое вр?» - спрашивал Августин и отвечал: «Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняясь; как скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик». В результате Августин пришел к выводу: вр и пространство сущ-уют т-ко в мире и с миром. Нач творения мира есть вместе с тем и нач вр. Вот удивительно точное определение вр: вр есть мера движения и изменения. В этом гениально простом ф-фском определении такого тонкого феномена, как вр, Августин опередил И. Ньютона и предвосхитил А. Эйнштейна. Стремясь установить соотношение настоящего, прошлого и будущего, Августин пришел к гениальной идее: ни прошедшее, ни будущее не имеют реального сущ-ования (прошедшее обязано сущ-ованием нашей памяти, будущее - нашей надежде); дей-е сущ-ование присуще т-ко настоящему. Х-рная черта настоящего - стремительность его течения: чел-к не успеет оглянуться, как он уже вынужден вспомнить о прошлом, если он в этот момент не уповает на будущее. Какая поразительная тонкость мысли у великого ф-фа, ведь св концепцию он нередко именует релятивистской теорией вр. Вечность же мыслится ф-фом так: в мире мыслей-идей Бога все есть раз и навсегда - статичная вечность неотделима от Бога. «Вечность же т-ко есть, она ни была, как будто ее уже нет, ни будет, как будто доселе ее еще не сущ-ует».
Говоря о деяниях Бога, мыслители подчеркивали Его всеблагость. Но в мире творится и зло. Почему всеблагой Бог допускает зло? Мимо вопросов о добре и зле не мог пройти ни 1 религиозный ф-ф, включая, конечно, и Августина. Он доказывал, что все сотворенное в той или иной мере причастно к абсолютной доброте: ведь Всевышний, осущ-ляя творение, запечатлел в тварном мире определенную меру, вес и порядок; в них вложены внеземной образ и смысл. В меру этого в прир, в людях, в обществе заключено добро. А зло есть лишь отсутствие добра, под-о тому, как болезнь - отсутствие здоровья. Кроме того, зло можно рассматривать как необходимую ступень к добру. Большое влияние на послед-ую христианскую ф оказало уч-е Августина об-венной благодати в ее отношении к воле чел-ка и б-венном предопределении. Суть этого уч-я в след-ем. Первые люди до грехопад-ия обладали свободной волей: могли не грешить. Но Адам и Ева дурно использовали эту свободу и после грехопад-ия потеряли ее. Теперь они уже не могли не грешить. После искупительной жертвы Иисуса Христа избранные Богом уже не могут грешить. Без предопределенной б-венной благодати чел-к не может иметь доброй воли. Эту позицию, которую можно назвать религиозным фатализмом Августин отстаивал в ожесточенной полемике с одним из церковных писателей - Пелагием, кот утверждал, что спасение чел-ка зависит от его собственных нравственных усилий. Критикуя скептицизм, Августин утверждал, что без знания истины невозможно и знание «истинопод-ое». По мысли Августина, наиб достоверное знание - это знание чел-ка о св собственном бытии и сознании. Эта же мысль изложена им и другими словами: «Всякий, кто сознает, что он сомневается, сознает это как некоторую истину...» Познание, по Августину, основано на внутреннем чувстве, ощущении и р-ме. Чел-к имеет о доступных пониманию и р-му предметах, хотя и малое, однако совершенно достоверное знание, и жалким образом обманывается тот, кто думает, что чувствам не надо верить. Нормой же познания является истина. Неизменная, вечная истина, согл Августину, есть источник всех истин, есть Бог. Новым в т-и познания было утверждение Августина об участии воли во всех актах познания. Х-ризуя роль волевого нач-а в чувствах, Августин подарил в века афоризм: «Чел-к испытывает страдания ровно наст-ко, насколько поддается им».Р-м, по августину, есть взор души, которым она, без помощи тела, созерцает истинное. «Все, что мы созерцаем, мы схватываем мыслью или чувством и р-мением. Душа... отделиться [от р-ма] никак не может.» Августин рассматривает р-м как очень важную функцию души: «Я полагаю, что душа питается не иным чем, как р-мением вещей и знанием, умозрениями и размышлениями, если может через них познать что-нибудь. К изуч-ю наук ведет нас двоякий путь - авторитет и р-м: по отношению ко вр первенствует авторитет, а по отношению к сущ-у дела - р-м». Августин подчеркивал пользу доверия авторитету для постижения истины. Размышляя о социальной реальности, Августин утверждал, что имущественное неравенство людей есть неизбежное яв-ние социальной жизни. Опираясь на одну из основных христианских идей - идею пр-пиального равенства всех людей перед Богом (ведь они происходят от 1 праотца), Августин призывает их к тому, чтобы жить в мире. Осмысление судеб чел-чества составляет ф истории Августина. В книгах «О граде Божием» Августин предполагает два «града» в историческом процессе: с одной стороны, светское гос-во - ц-во зла, греха, а с другой - христианскую церковь - ц-во Божие на земле. Эти два града развиваются параллельно и в конце концов граждане «града Божия» получат блаженство, а граждане «земного града» будут преданы вечным муч-ям.