шпаргалка

Римский стоицизм (Аврелий, Сенека, Эпиктет)

[ Назад ]
Уч-е Стои — стоицизм — охватывает почти шесть столетий. В его столь долгой истории различают3основные части: Древнюю, или Старшую Стою (конец IV в. до н.э. — середина II в. до н.э.), Среднюю (II вв. до н.э.) и Новую (I в. до н.э. — III в. н.э.).
Стоицизм как ф-фское уч-е сочетал в себе элементы материализма и идеализма, атеизма и теизма. С течм вр идеалистическая тенденция в стоицизме нарастала, а сам стоицизм превратился в чисто этическое уч-е. Школа получила св назв от знаменитой художественной галереи Stoa Picelis («Расписанная Стоя»), портика на холме в Афинах, расписанного знаменитым греческим художником Полигнетом. Ее основателем считается Зенон из Кития с острова Кипр (336 — 264 гг. до н.э.), кот проводил св занятия под сводами этой галереи.
Попав в Афины, Зенон в теч двадцати лет знакомился с разными школами и ф-фскими течениями: киниками, академиками, перипатетиками. А около 300 г. до н.э. основал св школу. В трактате «О чел-ческой прир» он первым провозгласил, что «жить согл с Природой — это то же самое, что жить согл с добр-лью» и что это — основная цель чел-ка. Этим он ориентировал стоическую ф на этику. Выдвинутый идеал он реализовал в своей жизни. Зенону также принадлежит идея соединить3части ф (логику, физику и этику) в единую с-му.
Его последователями были Клеанф (331-232 гг. до н.э.) и Хрисипп (280 — 207 гг. до н.э.).
Наиб яркими представителями Средней Стои яв-тся Панетий (Панеций) и Посидоний (Посейдоний).
Благодаря Панетию (ок. 185 — ок. 110 гг. до н.э.) уч-е стоиков перешло из Греции в Рим.
Наиб видными представителями римского стоицизма (Новой Стои) были Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий. Они жили в разное вр, различным было и их социальное положение. Но каждый послед-ий из них был знаком с трудами предшественника. Сенека (ок. 4 г. до н.э. — 65 г. н.э.) — крупный римский сановник и богач, Эпиктет (50 — 138 гг. н.э.) — сперва раб, а потом нищий вольноотпущенник, Марк Аврелий (121 — 180 гг. н.э.) — римский император. Сенека известен как автор многих пр-ий, посвященных этическим проблм: «Письма к Луцилию», «О стойкости ф-фа»… Эпиктет сам ничего не писал, но его мысли зафиксировал уч-к Арриан из Никомедии в трактатах «Рассуждения Эпиктета» и «Руководство Эпиктета». Марк Аврелий является автором знаменитых размышлений «К себе самому». Марк Аврелий — последний стоик ан-ности, и, по сути, на нем стоицизм заканчивается. Стоическое уч-е во многом повлияло на ф-мирование раннего христианства.
К-во же уч-е стоиков? Это была эклектическая школа, кот объ-ла разные ф-фские направ. Место и роль наук в уч-и стоиков определялись ими след-им сравнением: логика — это ограда, физика — плодоносная почва, этика — ее плоды. Главная задача ф — в этике; знание — лишь ср-во для приобретения мудр-ти, умения жить сообразно Прир. Таков идеал истинного мудреца. Счастье же состоит в свободе от страстей и в спокойствии духа.
Физика стоиков занималась изуч-ем з-нов и яв-ний микро- и макрокосмоса.
Логика была св рода психологией, изучала скрытые механизмы чел-ческого мышления, что давало возможность познавать и понимать видимые и невидимые яв-ния в Прир и в Космосе.
Этика являлась ф жизни, или практической мудр-тью, т е уч-ем о морали.
Стоики признают четыре основных добр-ли: р-мность, ум-сть, справ-ость и доблесть. Главной добр-лью в стоической этике является умение жить в согласии с р-мом.
В основе стоической этики лежит утверждение, что не следует искать причины чел-ческих проблем во внешнем мире, поскольку это — лишь внеш прояв-ние происходящего в чел-ческой душе.
Чел-к — часть великой Вселенной, он связан со всем сущ-ующим в ней и живет по ее з-нам. Поэтому проблемы и неудачи чел-ка возникают из-за того, что он отрывается от Прир, от Б-венного мира.
Ему надо вновь встретиться с Природой, с Богом, с самим собой. А встретиться с Богом — значит научиться видеть во всем прояв-ние Б-венного Промысла. Следует помнить, что многие вещи в мире не зависят от чел-ка, однако он может изменить св отношение к ним.
Основными задачами стоической ф были:
• Воспитание внутренне своб1 чел-ка, не зависящего от внешних обстоятельств.
• Воспитание внутренне сильного чел-ка, способного выстоять в хаосе окружающего мира.
• Пробуждение в чел-ке голоса Совести.
• Воспитание веротерпимости и любви к людям.
• Воспитание чувства юмора.
• Умение применять все это на практике.

КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |