шпаргалка

Три школы эллинистической философии (эпикурейство, скептицизм, стоицизм).

[ Назад ]
Для э п-да (п-да к-са полиса и образования крупных гос-в в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками) х-рно:
• р-ние антиобщественной ф киников;
• зародж стоического направ ф;
• дея-сть "сократических" ф-фских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.;
• ф Эпикура и пр.
Отл-ые черты эллинистической ф:
• к-с ан-ных моральных и ф-фских ценностей;
• сниж страха перед богами и ин сверхъес-ными силами, уваж к ним;
• отриц прежн авторитетов, пренебрежение к гос-ву и его институтам;
• поиск физ и дух опоры в самом себе;
• стрем-е к отрешению от дей-сти;
• преоблад матер взгляда на мир (Эпикур);
• призн высш благом — счастья и уд-я отд-го чел-ка (физ - киренаики, мор - Эпикур).
Наиб извест ф-фами римского п-да явл
• Сенека;
• Марк Аврелий (император Рима в 161 - 180 гг.);
• Тит Лукреций Кар;
• поздние стоики;
• ранние христиане.
СКЕПТИЦИЗМ (от греч. «скепсис» – иссл-е, рассмотрение) – в ан-ной ф теч, представ кот не выдв никакого положит уч-я о мире и чел-ке и не утверж возмож ист-го поз-я, но воздерж от окончат сужд-я обо всем этом. Наряду с эпикуреизмом и стоицизмом, скептицизм – одна из вед школ ан-ной ф п-да э. Все не-скептические ф-фские уч-я внутри школы имен «догматическими». Трад-но история ан-ного скептицизма рассматр в двух школьных преемствах: Пиррон и его посл-ли и скептицизм Новой Академии.
Ранний пирронизм. Осн-ль – Пиррон из Элиды (365–275), его пр-ль – Тимон из Флиунта, с возобн пирроновской ф в 1 в. до н.э. связ скептики Энесидем и Агриппа.
Скептическая Академия берет нач со схолархата (схоларх – рук-ль школы) Аркесилая (ок. 268) и продолж вплоть до вр Филона из Лариссы (1 в. до н.э.).
Скептики сф-мулировали 3 осн ф-фских вопр: к-ва прир вещей? Как мы долж к ним относит? Какую выгоду мы получ из такого отнош? И дали на них ответ: прир вещей нами позн быть не может; поэтому след воздерж от сужд от вопр ист-сти; след-м такого отнош долж стать невозм-сть духа («атараксия»). Вывод о непоз-сти прир вещей дел на основ равнодоказуемости противоп суждений об этом мире и невозможн призн одно сужд более достов, чем др. Воздерж от сужд («эпохе») представ собой особое сост ума, кот ничего не утвержд, но и ничего не отриц. Сост «эпохе» противоп сост сомнен и связан с ним пережив смятен и неувер – следств э-хе как рая явл спок и внутр уд-сть. Т обр, след из теор скептицизма по пов вопр устр-ва мира и его поз-я явл содерж-ный этич вывод об идеале практич повед. Тем самым, хотя скептики и не став непоср-венную связь достиж счастья от глуб теор поз-я, все-таки остав в рамках традиц ан-ного рац-зма: достиж этич идеала прямо соотнесено с пониманием границ теоретического познания.
Наиб влиятельными ф-фами-скептиками явились представители Новой Академии Аркесилай и Карнеад, много усилий потратившие на критику стоической ф и гносеологии. В целом пост-пирроновский скептицизм отличает бoльший интерес к логико-гносеологической проблтике, в отличие от морально-этической окраски уч-я Пиррона. Источники скептицизма сохр-ились плохо: от соч-ий скептиков-академиков ост незначительные фр-ы, Пиррон, наиб ранний из сторонников скептицизма, не оставил никаких письменных соч-ий. Важные сведения об ан-ном скептицизме содержатся в соч-иях Секста Эмпирика (кон. 2 в. н.э.), особенно в 3 книгах Пирроновых положений.
СТОИЦИ?ЗМ [от греч. stoa — портик (галерея с колоннами в Афинах, где учил ф-ф Зенон; основатель стоицизма)], направ ан-ной ф. Древняя Стоя (3-2 вв. до н. э.) — Зенон из Китиона, Клеанф, Хрисипп; Средняя Стоя (2-1 вв. до н. э.) — Панеций и Посидоний (стоический платонизм); Поздняя Стоя (1-2 вв.); римский стоицизм — Сенека, Эпиктет , Марк Аврелий. Стоицизм возродил уч-е Гераклита об огне- логосе; мир — живой организм, пронизанный творческим первоогнем, пневмой, создающей космическую «симпатию» всех вещей; все сущ-ующее тел-но и различается степенью грубости или тонкости материи; вещи и события повторяются после каждого п-дического воспламенения и очищ-ия космоса. В этике стоицизм близок киникам, не разделяя их презрительного отношения к культуре; мудрец долж следовать бесстрастию прир (апатия) и любить св «рок». Все люди — граждане космоса как мирового гос-ва; стоический космополитизм уравнивал (в т-и) перед лицом мирового з-на всех людей — свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин. Этика стоицизма пользовалась большим влиянием в средние века и эпоху Возрождения.
СТОИЦИ?ЗМ, СТОИЦИЗМ – уч-е одной из наиб влиятельных фиософских школ ан-ности, основанной ок. 300 г. до н. э. Зеноном из Кития; назв «Стоя» (stoa?) происходит от «Расписного Портика» в Афинах, где преподавал Зенон.
История стоицизма традиционно делится на3п-да: Ранняя (Зенон, Клеанф, Хрисипп и их уч-ки, 3-2 вв. до н. э.), Средняя (Панэтий, Посидоний, Гекатон и др., 2-1 вв. до н. э.) и Поздняя Стоя (или Римский стоицизм) (Сенека, Мусоний Руф, Гиерокл, Эпиктет, Марк Аврелий, 1-2 вв.н. э.). Цельные соч-ия сохр-ились лишь от последнего п-да. Это делает неизбежной реконструкцию стоицизма, кот в настоящее вр рассматривается как строгая с-ма (окончательно оф-мленная Хрисиппом). Стоицизм (под-о кинизму, эпикуреизму и скептицизму) — практически-ориентированная ф: ее целью является обоснование «мудр-ти» как этического идеала, но неординарная логико-онтологическая проблтика играет в ней пр-пиально важную роль. В области логики и физики наибольшее влияние на стоицизм оказали Аристотель и мегарские логики; этика ф-мировалась под киническим влиянием, кот у Хрисиппа и в Средней Стое стало сопутствовать платоническое и перипатетическое.
Три части уч-я
Уч-е стоицизма делится на логику, физику и этику. Структурная взаимосвязь 3 частей служит доктринальным выражением всеобщей «логичности» бытия, или единства з-нов мирового р-ма-Логоса (прежде всего, априорного з-на причинно-следственной связи) в сферах познания, мироустроения и морального целеполагания.
Эпикуреи?зм — ф-фское уч-е, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Эпикуреизм был одним из наиб влиятельных ф-фских течений в Ан-ности. Эпикур основывает св школу в 307 г. до н. э. в Афинах. Школа находилась в саду ф-фа, по этой причине она получила назв «Сад», а последователи Эпикура стали именоваться «ф-фами из садов».
Ф эпикуреизма
Эпикурейская ф, в особенности ф самого Эпикура, не имеет конечной целью нахождение теоретической истины, она не ставит перед собой задачу получить некое чистое знание. Эпикуреизм служит вполне конкретным нуждам: ищет способ избавления чел-ка от страдания.
Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни чел-ку необходимо:
• Отсутствие тел-ного страдания;
• Невозмутимость души;
• Дружба.
Крупнейшим представителем греческого эллинистического эпикуреизма является в первую очередь сам Эпикур. Римский эпикуреизм представляли Лукреций и Каций; это направ повлияло также на римский эклектизм.
Главный интерес для эпикурейцев представляет чув-ый мир, поэтому их основной этический пр-п — удовольствие. Но Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное удовольствие. Он считал, что желания чел-ка безграничны, а ср-ва их удовлетворения ограничены. Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение кот ведет к страданию. От остальных желаний следует отказаться, в этом необходимы мудр-ть и благор-мие.
В отличие от стоиков, кот считали рок неизбежным, эпикурейцы наделяют чел-ка свободой воли. Чел-к может предаваться удовольствиям сообразно своим желаниям. Эпикуреец не боится см-и: «Пока мы сущ-уем, нет см-и; когда есть см-ь, нас более нет». Жизнь — вот главное наслаждение. Умирая, Эпикур принял теплую ванну и попросил принести ему вина.

КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |