Метафизика Аристотеля.
А интер именно эмпир науками. П 3ственную, структуру - мир идей, мир вещей, мат - А заменяет двойственной - ф-ма и мат. Дейст-ное бытие вещи состо в 1стве ф-мы и материи, где ф-ма - актив, творч нач, а мат - пасс. Ф-ма - это реал-ция данной в-сти. Косная мат содерж в себе лишь возм возник-я д-ного м-зия вещей, как, напр, в мраморе мы нах возм появ-ния разл статуй. Чтобы эту возм превр в действ, надо прид мат соотв ф-му. Ф-ма - это реал-ция данной возм-сти.
Пробл ф-мы и материи ввела в ф две важ к-рии: возм и д-ность. Эта к-рии указ на ист-к движ уже не как внеш по отнош к вещи, а как леж-й внутр нее. Ф-мообразующую ф-цию, по А, осущ-ляет 1двигатель, кот долж быть вечн и неподвиж, не связ с мат. Таким перводвигателем явл Бог, опред как ф-ма всех ф-м, как прич и верш мирозд. Т е, в кон счете, А отрыв ф-му вещей от самих вещей и превр ее в сам-ную субстанцию по аналогии с миром п-ских идей.
Однако в гносеологии А посл-но отст материалист позиц. Он исх из призн сущ-ования незав от чел-ка объект-го мат мира. А, утвержд 1ство мат и ф-мы, мат и идеал миров, разраб уч-е о том, что изуч-е мира сост в откр ф-м, но для дост этого необх отправ не от самих ф-м, а от данной нам д-сти. 1 ступенью поз-я явл, по А, чув-ое поз-е поср-вом ощущ, высшая ступень позн-я осущ-ляется поср-вом р-ма и сост в нах-ии общ в 1чных вещах.
А счит, что поз-е возм лишь с пом логики, кот он наз-л "органической" наукой, т к она есть оруд ("органон") для изуч-я бытия. Он созд весьма з-нченное логическое уч-е, устан осн з-ны логики, опред общ пр-пы док-ства, правила силлогизма как умоз-ния, привод к док-ству.
Важнейшее уч-е Аристотеля - уч-е о чел-ке. На нем осн а этика. Гл пр-во чел-ка - р-м. "Нравственный чел-к - мера для др людей".