Естественнонауч и гум культуры.
Культура — это система средств человеческой дея¬тельности, благодаря кото¬рой
программируется, реали¬зуется, стимулируется актив¬ность индивида, групп,
чело¬вечества в их взаимодейст¬вии с природой и между собой. Сфера исследования
природы естественными науками, по сути, неисчер¬паема. Она включает объ-екты
микро-, макро- и мега¬миров. В более популярном изложении это означает, что
естествознание исследует неорганическую и органиче¬скую природу Земли и
Все¬ленной. Основные науки о неорганической природе — физика, химия, физическая
химия и многочисленные подразделения. Комплекс биологических наук иссле¬дует
живую природу, начи¬ная от доклеточного уровня и кончая биосферой. Специ¬фику
планетного вещества Земли изучает геология и другие науки. Вселенная является
объектом познания астрономии, астрофизики, астрохимии. Математика исследует все
сферы бытия природы, где выявлены количественные закономер-ности. Методы
математики проникают и в науки об обществе. Гуманитарная культура основывается
на знаниях этики, религиоведе¬ния, юриспруденции, искус¬ствознания, философии,
литературоведения, педаго¬гики и других наук. Систе¬мообразующие ценности
гуманитарных наук — гума¬низм, идеалы добра, истины, красоты, совершенства,
свободы и т. д. Эти ценности имеют решающее значение в целеполагающей
деятельно¬сти людей, так как подни¬мают человека от состояния животного эгоизма
к всесто-ронней общественной жизни. В гуманитарном знании, и в целом в
гуманитарной куль¬туре существенным образом представлены интересы субъекта.
Поэтому неиз¬бежны различные варианты осмысления и оценки "пози¬тивности" одних
и тех же общественных явлений для того или иного человека, группы, социума,
государ¬ства. В этом и заключается специфика гуманитарной культуры. Естественно-
науч¬ная культура во многом исключает субъективизм ученого. Выделим основные
признаки (показатели) рас-сматриваемых видов куль¬тур. Специфика естественно-
научной культуры состоит в том, что знание о природе постоянно совершен-
ствуется, отличается высокой степе¬нью объективности, пред-ставляет собой
наиболее достоверный (истинный) слой массива человеческого знания, имеющего
большое значение для существования человека и общества.
Кроме того, это глубоко специализированное знание. Для "рядовых" потребителей
естественно-научной куль¬туры необходимы научно-мировоззренческие популяр¬ные
"переводы" (толкования) знаний о природных объек¬тах. В любом случае для
человека вообще естест-венно-научная культура есть важнейшее средство
социа¬лизации, а для многих спе¬циалистов — решающее условие их эффективной
деятельности.
Взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной культур заключается в сле¬дующем:
• они имеют еди¬ную основу, выраженную в потребностях и интересах человека, и
человечества в создании оптимальных усло¬вий для самосохранения и со-
вершенствования; • осуще¬ствляют взаимообмен дос¬тигнутыми результатами (это
нашло свое выражение, например, в этике естество¬знания, рационализации
гуманитарной культуры и т. п.); • взаимно координируют в историко-культурном
про¬цессе; • являются самостоя¬тельными частями единой системы знаний науки; •
имеют основополагающую ценность для человека, ибо он выражает единство при¬роды
и общества.