Билет 3.Сходство и различие методов объяс…
Существует два вида знаний: знания о природе дают есте-ственнонаучную картину
мира, знания о внутреннем мире человека – гуманитар¬ную картину мира.
Естественнонауч. изу¬чает: как исторически изме¬нились знания о природе,
анализирует конкретные виды прир. бытия, современ¬ные представление о при¬роде,
что и как используется человеком. Гуманит.: филос., религ. знания, юридич.,
этич, искусствовед.; важны ценно¬сти гум. познания (гуманизм, идеалы красоты,
свободы, добра). Проблемы различия ест. и гум. знания становится наиболее
обсуждаемой во второй половине 19 в. Иссле¬дователь Генри Риккет из¬дает свой
труд «Науки и природе и науки о духе». Выяснил что знания о при¬роде связаны
причинной обусловленностью. Знания о внешн. мире даны непосред¬ственно. Для наук
о природе используется объяснение, о духе – понимание. Объясне¬ние – сведение
явлений при¬роды к причинам и законом -существования. Понимание – познавательная
процедура, в кот. мы можем себя поста¬вить на место другого, из¬нутри
почувствовать истор. событие, эстетич. восторг и т.д. Истинное в науках о
природе всегда доказывается, интерпретации одинаковы, о духе – истолковывается,
интерпретации различны. В науке о природе использу¬ется генерализ. метод,
выде¬ляющий общее в вещах. В науке о духе индивидуализ. метод, подчеркивающий
неповторимость и уникаль¬ность. Отношение к ценно¬стям также различно у двух
групп обозначенных наук. Ценность - общественная или личная значимость для
чело¬века тех или иных явлений природной и социальной реальности. Естественные
науки добровольно прини¬мают “диктатуру фактов”, которые должны найти свое
объяснение совершенно независимо от каких бы то ни было предпочтений и
приоритетов познающего субъекта. Умение анализиро¬вать мир в его собственной
логике и законосообразно¬сти, видеть мир таким, “ка¬ков он есть сам по себе” -
важнейшее достоинство естествознания. Гуманитар¬ные же науки раскрывают не
только то, что в социальном мире реально есть, но и то, что в нем должно быть.
Поэтому ценностная состав¬ляющая знания оказывается существенной в основном для
гуманитари¬стики. Антропоцентризм есть представление о централь¬ном месте
человека в миро¬здании в целом. Естествозна¬ние потратило немало уси¬лий, чтобы
избавиться от него на своем первом этапе. Для гуманитариев же чело¬век по-
прежнему находится в центре внимания, представ¬ляет собой главную ценность и
важнейший объект инте¬реса. Гуманитарное знание антропоцентрично по опре-
делению. Идеология пред¬ставляет собой теоретическое знание, в котором
представ¬лен тот или иной социально-групповой интерес. Гумани¬тарные науки, в
силу специ¬фики своего предмета, не¬вольно оказываются идеоло¬гически
нагруженными. Мир природы же в естествознании не является полем столкно¬вения
противоречивых обще¬ственных интересов. Сходства. Оба типа картин мира
неразрывно связаны по следующим соображе¬ниям: Они являются творе¬ниями
человеческого разума. Они активно формируют соответствующие части мировоззрения
людей. По¬скольку мировоззрение есть целостная система, естество¬знание и
гуманитаристика вынуждены взаимодейство¬вать. Наличие многих “по¬граничных”
проблем, пред¬метная область которых едина для того и дру¬гого. Размежевание
данных областей знания можно рассматривать как один из этапов разделения труда,
диктующего необходимость “обмена продуктами и услу¬гами”. Однородность
дости¬жений и заблуждений обеих областей. Синхронность исторического развития
того и другого: переход от клас¬сики к модернизму и т.д. Относительность
крите¬риев разграничения естест¬венных и гуманитарных наук: внимание первого к
социальным ценностям и др. Единство и взаимосвязь двух культур видно сегодня в
следующем: в изучении сложных социоприродных комплексов, включающих человека и
общество; в осоз¬нании необходимости “гума¬нитарных экспертиз” естест¬венно -
научных программ; в формировании общей мето¬дологии познания, основан-ной на
идеях эволюции, вероятности и самоорганиза¬ции в гумани-таризации есте¬ственно -
научного и техни¬ческого образования и нату¬рализации образования
гума¬нитарного; в создании диф-ференцированной, но единой системы ценностей,
позво¬ляющей четче определить перспективы развития чело¬вечества в XXI веке.