Биологическое и социальное развитии человечества.
Эволюция человека происходит на всем протяжении его существования. Но она
относится к социальной стороне его жизни. Что же касается биологической эволюции
человека, то с тех пор как он выделился из животного мира, она перестала иметь
по крайней мере решающее значение. Даже люди с ослабленным здоровьем благодаря
успехам медицины могут принимать активное участие в жизни общества. Сила
естественного отбора в социальном мире все более ослабевает, так как социальные
институты, здравоохранение постоянно сглаживают влияние индивидуальной
биологической изменчивости. Сегодня наблюдается очень медленный темп
генетических изменений, производимых отбором, и вместе с тем большое
генетическое сходство между различными человеческими группами. С другой стороны,
имеется огромное разнообразие человеческих культур и образов жизней, очень
быстрый рост социальных изменений, свидетельствующих о происходящей культурной
эволюции человечества. Поэтому можно с уверенностью говорить о ведущей роли
культуры в эволюции Homo sapiens. У человека роль естественного отбора
заключается в сохранении генофонда, в сдерживании мутаций, отрицательно влияющих
на его здоровье.Прежде всего о физическом здоровье. Вполне очевидно, что его
состояние за историю Homo sapiens существенно улучшилось. Комплексным
показателем здесь может служить увеличение средней продолжительности жизни
населения. Теперь обратимся к вопросу о развитии умственных способностей. Один
из создателей евгеники (теории о наследственном здоровье человека и путях его
улучшения) английский психолог и антрополог Фрэнсис Гальтон (1822—1911) был
убежден в том, что интеллект современного человека снижается. По его мнению,
представители низших классов обладают более низким коэффициентом
интеллектуальности — IQ. В то же самое время именно эти слои имеют и больше
детей. Причем статистические данные, говорившие о более высоком репродуктивном
уровне людей с более низким IQ, были широко распространены до сравнительно
недавнего времени. На основании этих предпосылок Гальтоном и некоторыми другими
учеными делался вывод о том, что человеческий вид будет все более наполняться
«худшими породами» людей, все более уменьшать свой IQ. Однако в начале 60-х гг.
была показана ошибочность того, что существует прямая зависимость между
социальным положением, количеством детей и IQ.К тому же у человека нет прямой
зависимости между величиной мозга и индивиду-альной одаренностью. Современные
биологи и антропологи полагают, что процесс биологической эволюции человека как
вида, т.е. процесс видообразования человека, прекратился со времени образования
Homo sapiens. Прежде всего об этом свидетельствует тот факт, что в течение этого
периода мозг человека не изменился, морфологическое изменение его завершилось.
Противоположная точка зрения не имеет достаточного основания.С возникновением
человека и общества генетическая информация утрачивает свое главенствующее
значение в жизнедеятельности вида человек. Она заменяется социальной
информацией, развитие которой «определяется уже не столько естественным отбором
наиболее умелых и одаренных, сколько социальными факторами, которым подчиняется
и общебиологический процесс». По мнению большинства ученых, самая главная
опасность состоит не в старении вида, а в опасности все большего загрязнения
биосферы различного рода отходами, повышении уровня радиации в связи с авариями,
в увеличении мутационной опасности химических загрязнителей и т. п.
Биологическое и социальное в онтогенезе человека. Рассмотрим соотношение
биологических и социальных факторов в индивидуальном развитии человека, или в
его онтогенезе. В современной литературе по вопросу о роли социальных и
биологических факторов в индивидуальном развитии человека существуют два
различных подхода к решению проблемы. Одни авторы утверждают, что развитие
человека целиком обусловлено генами, абсолютизируя, таким образом, биологический
фактор. Это направление называется панбиологизм. Вторая точка зрения состоит в
том, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную
роль в развитии их способностей играют воспитание и образование. Эта концепция
получила название пансоциологизм. Рассматривая данную проблему, следует иметь в
виду, что в индивидуальном развитии человека различаются два периода —
эмбриональный и постэмбриональный. Первый охватывает период внутриутробного
развития человеческого эмбриона (зародыша). Уже на самой ранней стадии развития
эмбриона начинается реализация генетической программы, полученной от родителей и
закрепленной в хромосомах ДНК. Каждый человек является носителем специфического
индивидуального набора генов, вследствие чего он генетически уникален. Свойства
человека, как и других живых существ, во многом детерминированы генотипом, а их
передача от поколения к поколению происходит на основе законов наследственности.
Индивид наследует от родителей такие свойства, как телосложение, рост, массу,
особенности скелета, цвет кожи, глаз и волос, химическую активность клеток.
Многие также говорят о наследовании способности к вычислению в уме, склонности к
тем или иным наукам и т. д.
На сегодняшний день господствующей точкой зрения можно считать ту, которая
утверждает, что наследуются не сами способности как таковые, а лишь их задатки,
которые в большей или меньшей степени могут проявляться в условиях среды.
Генетическим материалом у человека, как и у других млекопитающих, является ДНК,
которая находится в хромосомах. Хромосомы каждой клетки человека несут в себе
несколько миллионов генов. При этом генетические возможности, задатки
реализуются только при том условии, что ребенок с раннего детства находится в
общении с людьми, в соответствующей социальной среде. Если, например, у человека
нет возможности заниматься музыкой, то его врожденные музыкальные задатки так и
останутся неразвитыми. Генетический потенциал человека ограничен во времени,
причем достаточно жестко. Если пропустить срок ранней социализации, этот
потенциал не успевает реализоваться и угасает. Ярким примером этого могут
служить многочисленные случаи, когда младенцы, силой обстоятельств попавшие в
джунгли, проводили среди зверей несколько лет. После возвращения их в
человеческое сообщество они не могли уже в полной мере наверстать упущенное, не
смогли овладеть речью, приобрести достаточно сложные навыки человеческой
деятельности, у них плохо развивались человеческие психические функции. Это
свидетельствует о том, что характерные черты человеческого поведения и
деятельности приобретаются только через социальное наследование, через передачу
социальной программы в процессе воспитания и обучения. Для понимания роли
наследственности и среды в онтогенезе человека важное значение имеют такие
понятия, как генотип и фенотип. Генотип — это наследственная основа организма,
совокупность генов, локализованных в его хромосомах; это та генетическая
конституция, которую организм получает от своих родителей. Фенотип — это
совокупность всех свойств и признаков организма, сформировавшихся в процессе его
индивидуального развития. Фенотип определяется взаимо-действием организма с
условиями среды, в которых протекает его развитие. В отличие от генотипа фенотип
изменяется на протяжении жизни организма. Таким образом, фенотип зависит от
генотипа и среды. Одинаковые генотипы (у однояйцовых близнецов), которые
оказываются в различных средах, могут давать различные фенотипы. С учетом
сказанного можно выделить следующие факторы, воздействующие на человека:-
биологические задатки, кодируемые в генах;- среда (социальная и природная);-
деятельность индивида;- ум (сознание, мышление).
Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека имеет место в
течение всей его жизни. Но особую важность оно приобретает в периоды
формирования организма: эмбрионального, грудного, детского, подросткового и
юношеского. Именно в эти периоды наблюдается интенсивный процесс развития
организма и формирования личности. Наследственность определяет то, каким может
стать организм, но формируется он под одновременным влиянием обоих факторов как
наследственности, так и среды. Сегодня становится все более общепризнан-ным, что
адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследования —
биологической и социальной. Все признаки и свойства любого индивида являются,
таким образом, результатом взаимодействия его генотипа и среды. Поэтому каждый
человек является и частью природы, и продуктом общественного развития. С такой
позицией сегодня согласно большинство ученых. Разногласие возникает тогда, когда
речь заходит о роли наследственности и среды в детерминации умственных
способностей человека. Следует отметить, что точное
определение самих умственных способностей представляет собой довольно трудную
задачу. Дело в том, что, прежде всего, сами интеллектуальные способности весьма
разнообразны и своеобразны. Человек может быть гениальным шахматистом и плохим
артистом (поэтом, математиком и т. д.), и наоборот. Кроме того, сама процедура
применения тестов на определение IQ имеет недостатки, которые отмечают многие
ученые. В частности, при определении IQ многое зависит от социальной среды,
уровня и характера воспитания и образования испытуемых, их организованности,
внимательности, собранности и даже темперамента. Более того, результаты
тестирования зависят не только от испытуемых, но и от тестирующих: какие вопросы
задаются, с какой целью, из какой области знания или деятельности и т. д. Так,
если детям с улицы задавать вопросы, как вести себя среди почтенной публики, а
детей аристократов спрашивать, как вести кулачный бой, то, по всей вероятности,
IQ тех и других будет невелик и достаточно одинаков.